Солнечные дюны полуострова Дарджа

В Балканском велаяте Туркменистана есть место, где за один день можно увидеть все типы и подтипы нетронутого пустынного ландшафта. Это полуостров Дарджа площадью 500 квадратных километров. Он расположен на восточной стороне большого Туркменбашинского залива. Залив этот топографически объединяет более мелкие внутренние заливы: Туркменбашинский (Красноводский), Балканский, Михайловский и Северо-Челекенский.

Полуостров Дарджа
Полуостров Дарджа

Дарджу можно назвать уменьшенной копией Каракумов. На полуострове уместились рядом глинистые полынные, солянково-полынные, каменистые и щебнистые экоценозы. Большую часть полуострова занимает, как и в Каракумах, холмистая песчаная пустыня, где пески закреплены растительностью. В ложбинах между холмами встречаются участки редких на юге сухих степей со свойственными этим зонам ковыльными злаками, переходящих в полупустыни.

Весеннее многоцветье полуострова Дарджа

Дарджа покрывается травами дважды в году: весной и осенью. Март — апрель, когда температуры ещё невелики — оптимальное время для посещения острова, произрастания растений и жизни животных.

После влажной зимы и весны с дождями неподвижные барханы и разлоги покрываются буйным разнотравьем. На отлогих склонах расцветают лиловато-розовые, жёлтые и ярко-красные тюльпаны. Их сменяют фиолетовые, жёлтые и алые маки. Цветут ирисы, сирень. Оживают островки древесных кустарников – кандыма, черкеза и белого саксаула с тонкими игольчатыми листьями. Повсюду заросли верблюжьей колючки, пахучей полыни, перемежающиеся с кустами эркека и безлистного джузгуна, стебли которого украшены красными плодоножками. Зелёным покрывалом украшают холмы и распадки низкорослая осока кара-илак, гусиный лук, мятлик, ревень. Возвышаются на 1,5–2 метра от земли жёлтые ферулы, похожие на гигантские стебли укропа с зонтичными венцами мелких желтовато-зелёных цветков. На вершинах сопок замерли, словно охраняя покой Дарджи, стройные свечи песчаных акаций. На их гибких ветвях трепещут от лёгкого ветерка серебристо-зелёные листья, прикрывающие нежно-фиолетовые цветы.

Не дремлют травы и на других пустынных ландшафтах, стараясь взять всё от праздника жизни и полностью уложиться в короткий вегетационный период. Каменистые участки с выступающими глыбами известняков и песчаников покрываются зелёным ворсистым ковром. На каменных осыпях с каперсовых кустов свисают ажурные плети с бело-розовыми цветами, похожими на орхидеи. Цветут астрагалы с бледными соцветиями разной формы. В тени крупных валунов оранжевые лужайки дикой календулы, называемой в просторечии ромашкой. На открытых площадках растёт дикий лук. Из трещин скал вырывается к свету латук, млечный сок которого – любимое лакомство ящериц.

Бодрствуют в это время и, казалось бы, безжизненные такыры и солончаки. Их поверхность покрывается разреженными, а иногда и сплошными кустами ферганского климакоптера, ситника, солончаковых сведы и астры, другими солянками. Здесь встречаются одиночные кусты цветущего тамариска, переходящего в гребенщиковые заросли на берегу моря.

Солнечные дюны Дарджи

Полуостров Дарджа изрезан мелководными бухтами, лиманами и култуками Михайловского залива, входящего вместе с километровой прибрежной полосой суши в состав Хазарского государственного природного заповедника. На стыке моря и песков расположена главная цель ландшафтного туризма – солнечные дюны Дарджи. Массивы жёлтых песков, навеянные ветром и не закрепленные растительностью, возносятся над урезом воды на 50 — 70 метров. Таких высоких песчаных гор нелегко найти и в большой Каракумской пустыне.

На берегу Михайловского залива — настоящее море песков. Под натиском господствующих ветров серповидные барханы движутся то в одну, то в другую сторону, вытягиваясь в продольные гряды и цепи. Но далеко от моря они не отходят. Капризная роза ветров из противоборствующих потоков воздуха с моря и суши всегда возвращает их назад, на берег залива, создавая, как гениальный ваятель, кластер причудливых пирамид, похожих у основания на многоугольники.

И везде торжествует жизнь. В понижениях между барханами, где грунтовые воды ближе к поверхности, и наверху, в воронкообразных котловинах, колышутся белые султаны степного ковыля, цветёт эфедра. Рядом растут пустынные акации, крепко вцепившиеся в сыпучий песок не только корневищем, но и склонёнными ветвями, на концах которых отрастают придаточные корни. Даже с наветренной стороны текучих холмов вырастают изумрудные куртины жизнестойкого селина.

Животный мир полуострова

Михайловский залив, омывающий барханный мыс, во все времена года населяют гнездящиеся, зимующие, перелётные и кочующие птицы. Богатые кормом водно-болотные угодья привлекают водоплавающих и околоводных птиц. На суше гнездятся сизые голуби, каменные куропатки-кеклики, чёрные стрижи и другие сухопутные птицы. Сюда прилетают орланы-белохвосты, белоснежные лебеди и розовые фламинго — краса и гордость заповедника, его символ.
Животный мир Дарджи разнообразен. Кроме пернатых здесь обитают сцинковый геккон, агама, песчаный полоз, уж, черепаха, варан и другие рептилии. Много экзотических насекомых. У млекопитающих преобладают грызуны: песчанки, суслики, тушканчики, зайцы-толаи и насекомоядные ушастые и длинноиглые ежи. Охотятся на них степная лисица-корсак и мелкие хищники из семейства куньих: хорь-перевязка, ласка.

В воды Михайловского залива заходят промысловые и эндемичные виды рыб. В их числе морской бычок, рыба-игла, сельдь, жерех, сазан, кефаль, вобла и осетровые.

Живая система полуострова практически не затронута антропогенным воздействием. Сформировавшаяся здесь физико-географическая среда долгие годы поддерживает экологический баланс и благополучие природных комплексов. Дарджа, как перспективная территория ландшафтного туризма имеет все возможности, чтобы дополнить и украсить туристическую карту Туркменистана.

На туристической карте страны Балканский велаят занимает достойное место по числу природных феноменов. Из 245 памятников природы Туркменистана 96 находятся в туркменском приморье.

Михаил БОБКИН,
фото автора



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *