Майская поездка в каньон Янги-Кала

Мы давно хотели увидеть удивительные природные места — знаменитый каньон Янги-Кала, находящиеся на северо-западе Туркменистана в Балканском велаяте. И вот, 6 мая 2017 года наша группа из 10 человек в составе членов альпклуба «Агама» и друзей-туристов загружается в поезд Ашхабад-Туркменбаши, чтобы добраться до города Балканабат и оттуда уже сделать марш-бросок в нужный нам район на внедорожниках.

Дорога на каньон Янги-Кала

Раннее утро 7 мая встретило нас прохладой. Сойдя с поезда, сразу загрузились в машину и тронулись в долгий путь. Наша цель – обзорная поездка на Каньоны Янги-Кала, находящиеся в 165 км к северу от Балканабата.

В переводе с туркменского языка словосочетание «Янги-Кала» (Янгыгала) означает «Огненные крепости». К слову сказать, местные жители называют эти горные массивы Кызылдаг  (Красные горы).

И правда, живописные горы белого, желтого, красного, оранжевого цветов,  изрезанные дождями и ветрами, похожи на причудливые замки, каменные башни крепостей, стоящих на страже.

Когда-то миллионы лет назад эти горные массивы были дном древнего моря. А сегодня здесь по ровному дну каньонов, простирающемуся на сотни километров,  можно сделать сафари на джипах, походить вдоволь пешком, воочию увидеть этот природный парк каменных монументов.

А можно еще взобраться на вершины каньонов (они представляют собой горное плато), увидеть живописные обрывистые ущелья с высоты, а если повезет, найти окаменевшие ракушки и камни причудливой формы и окраски. Особенно красив каньон Янги-Кала на закате, когда все вокруг окрашивается в огненные тона.

Вот такая наша дорога!

Итак, проехали Джебел, Большие Балханы, и наша дорога пролегла через пустыню, по мере следования встречаем иногда небольшие поселки. Есть что посмотреть.

Тона почвы меняются от ярко-желтого песка до почвы белого и красного цветов. Трава уже выгорела, и только вдалеке густо «маячат» островки полыни. Там и сям встречались  отары овец, а иногда стада лошадей и  верблюдов.

Ехали долго – машина у нас была надежная, но старенькая. И вот, когда уже все подустали, перед нами вдруг открылась захватывающая дух панорама ровной местности и разбросанных по ее большой территории каньонов.

Горы имели удивительные цвета —  то белый, то красноватый, то желто-оранжевый с массой оттенков. А были и разноцветные горы, с ровными слоями белого, розово-красного, светло-коричневого цветов. Это было великолепное зрелище!

И мы просим водителя делать остановки у наиболее интересных для нас каньонов, чтобы полюбоваться и сфотографировать. К слову сказать, в этот день мы были на колесах более 12 часов, даже перекусы делали в машине, исколесили более 200 км.

Вода из колодца

На каньоне Кемаль-Ата

Проехав значительное время по дну каньонов, по совету нашего водителя Нурягды едем  осмотреть еще одно замечательное место Каньон Кемаль-Ата. Здесь когда-то посреди пустынных просторов, непонятно откуда появились источники воды и пробили в скалах небольшой каньон. Сюда водят на водопой отары овец и стада верблюдов. Есть даже колодец, где с 3-4-метровой глубины можно зачерпнуть солоноватой воды.

Каньон Кемаль-Ата интересен тем, что здесь мы можем увидеть многочисленные каменные образования, напоминающие яйца динозавров. Множество этих камней разбросаны по дну ущелья и «замурованы» в стены невысокого каньона. Причем эти камни самой разнообразной формы – то это каменный цветок, то черепаха, то плод кокоса. У кого какое воображение.

На дне каньона
На дне каньона Кемаль-Ата

Делаем здесь значительную по времени остановку, чтобы насладиться необычным ландшафтом и пофотографировать. И тут вдруг на одном из яйцеобразных камней кто-то из нас увидел замечательную по красоте ящерицу агаму, гревшуюся на солнце. Она была звездой нашей фотосессии!

Хозяйка каньона Кемаль-Ата

Уже уставшие, но довольные и наполненные впечатлениями, мы, по опять-таки  совету  нашего водителя Нурягды, едем к святому месту Гозли-Ата. Оно находится в районе одного из каньонов и живописно окружено «огненными» горами с причудливыми формами. Место особенное. Здесь находится могила святого Гозли-Ата, жившего в XI веке, а также есть другие захоронения, датируемые IX-XI веками.  В некотором отдалении стоит центр для паломников, где мы и предполагаем переночевать.

Мазар Гозли-Ата

Гостеприимные служители предоставили нам помещение для ночевки и кухню, где мы успели приготовить вкусный ужин. Здесь вечером за общим столом в преддверии Великого Дня Победы мы помянули своих родных, отдавших жизни за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., всех тех, кто способствовал победе над фашизмом. Так, на хорошей доброй ноте и закончился первый день нашего пребывания в Янги-Кала.

Вид сверху на каньоны Янги-Кала
Вид на каньон Янги-Кала

Величественная панорама на каньон Янги-Кала

Вот и наступило утро 8 мая 2017 г.! Сегодня у нас планы – подняться  на вершинное плато каньонов, чтобы уже с высоты полюбоваться красотами ландшафта. Взяв в проводники  знатока  этих мест, мы в приподнятом настроении выехали на каньоны.

Быстро проскочив красные такыры, выезжаем в район каньонов и, проехав по дну, начинаем подъем на их верхнее плато. Вот мы и на месте! Перед нами открывается величественная  панорама. Дух захватывает, глядя вниз. Вот ты какой, каньон Янги-Кала, красивейшая горная страна бело-красных тонов!

Мы на консоли. Янги-Кала
Мы на консоли. Каньон Янги-Кала

Мы нашли то знаменитое место, где все мечтали обязательно сфотографироваться – это узкая консоль, выступающая острым граем над высоким обрывом на фоне разнообразных каньонов. Какое-то время делаем съемку, а потом просто любуемся видами. Восторженно кричим, и эхо отдается гулким повторением. Абсолютно счастливые от увиденного, через некоторое время возвращаемся на трассу.

Верблюды навстречу

Теперь нам предстоит обратный путь в Балканабат, чтобы успеть к вечернему поезду. По пути было еще много интересного – это и стадо верблюдов, пробежавшее мимо нас по дороге, и гудящие дюны пустыни, и целебный источник, к рождению которого имеют отношение болгары в 1978 году.

Болгарский источник

Вот и Балканабат – город интересной судьбы. Он был основан в 1933 году как город нефтяников. Проехали по городу. Много новых архитектурных сооружений, которые очень украшают его. Но я обязательно хочу сказать несколько слов об архитектурно-мемориальном ансамбле «Первопроходцы» — одной из главных достопримечательностей города.  Ключевым звеном памятника является «Корабль пустыни» — верблюд, навьюченный запасами воды, продуктов, ящиками с инструментами геологов. Сбоку от верблюда люди, помогающие ему. Все движутся вперед к своей цели, невзирая на шквалы сильного ветра, несмотря на все преграды. Какой мощью и желанием преодолеть все трудности веет от этого величественного памятника!

Выезжали вечером из Балканабата поездом, довольные и впечатленные путешествием на каньон Янги-Кала.

Состав нашей команды:

8. Жуков Владимир
  9. Бабаянц Людмила
  10. Нурмаммедов Нурмухаммед

В осуществлении этого путешествия нам помогли Комаров Владимир и водитель Нурягды.

Елена КУРБАНОВА

Фото: Елена Курбанова, Тереза Уварова

2 комментария к “Майская поездка в каньон Янги-Кала”

1. туркмен

Извините, откуда название Янги-Кала ??? Это же гряда акгыр…