Маршрут: от Кара-Калы до Нохура или пешком сквозь Копетдаг

Маршрут: г. Ашхабад — г.Сердар – пос.Кара-Кала – пос.Верхнее Ай-дере – сел.Патьма-юрт — Нухурский водопад — пос.Нухур –г.Ашхабад.

Состав участников:

Котельникова Ольга,
Котельников Юрий,
Бондаренко Тамара,
Пирмедов Курбан,
Чукмасов Стас.

Время похода: С 26 по 31 октября 2004г.

Транспорт:
Билеты на поезд № 605 в г.Сердар взяли предварительно 22.10.04г.
Стоимость билета со всеми сборами 11-500 тыс. манат.
Отправление 26.10.04г в 20-45ч.
Прибытие в г. Сердар в 1-20 ночи 27.10.04г.
Вышли на автобусную стоянку.
Микроавтобус семиместный до Верхнего Айдере через Каракалу по 30тыс. ман с каждого. Прибыли в 5 часов утра 27.10.04г.
31.10.04г в 14-30часав а/м УАЗ-469 с пос.Нухур до д/о «Арчман». За 80 тыс.манат (по 16тыс.манат)
От д/о «Арчман» до г.Ашхабада на 7-ми местном микроавтобусе по 25тыс.манат.
Прибытие в Ашхабад в 17-30час.

Справка. Из Нухура в 8часов утра и в 10часов дня идет в Ашхабад автобус КаВЗ-685. Сесть в него проблематично, когда бы к нему ни пришел. Местная мафия.
Итого затраты на транспорт: (11,5+30+16+25)=82,5тыс.манат

ИТОГО затраты на питание: 584 тыс.ман./5 ЧЕЛ=116,5 тыс.манат/5дней=23360манат
Сушеные картофель, морковь, свекла, зелень,
Сахар, соль, чай, кофе, напитки — брали сами по усмотрению.

26.10.04г. 20-45час – отправились в путь. В 1-20час приехали в г. Сердар. Вышли на перрон, спустились на автобусную площадку. Там уже стояли автомашины, ждавшие пассажиров. Наняли микроавтобус на 7 мест до Каракалы. В дороге договорились, что он сразу отвезет нас в Верхнее Айдере, то есть к началу маршрута. В 5 часов утра были на месте. Раскинули палатки и легли спать.

27.10.04г. Первый день похода.

Спали, сколько хотели – до 11часов дня. Потом встали, позавтракали и пошли с Ольгой попытаться купить какую-нибудь кастрюльку для приготовления пищи – свои забыли. Обошли несколько домов, нам предлагали казаны, но они нам не подходили. Зато Ольга нашла несколько человек, с которыми была знакома при предыдущем, шестнадцатилетней давности походе. Пообщались, вспомнили общих знакомых, в том числе Попеля Андрея, Барышева. Невестка директора заповедника отвела нас в гранатовый сад, где собирал гранаты ее родственник Байджа Курбанов с девушками. Байджа объяснил нам, где, через сколько километров пути мы сможем найти казаны в заповеднике. Ели огромные, с блюдце величиной, необыкновенно вкусные зимние гранаты. Получили разрешение на проход через заповедник. Принесли с собой на стоянку гранаты, чтобы ждущие нас не ворчали по поводу нашего долгого отсутствия. Снова сели есть гранаты.
В час дня вышли на маршрут. Встретили группу молодежи из Ашхабада, которые тоже шли по нашему маршруту. Впоследствии мы неоднократно с ними встречались, то обгоняя, то отставая от них. Наконец, пошли. Погода теплая, солнечная, осень необыкновенно красива.
В 16-40 часов вошли в заповедник. Кругом полно ежевики такой крупной, сладкой, сочной. Впервые увидела черную боярку, размером с нашу желтую боярку. Шли и искали Мираджи – большие заросли карагачей и орешника, где должен быть казан. Решили, что не заметили, проскочили мимо. Остановились на ночлег в живописнейшем месте. Всюду растут, так называемые дикие, но вкуснейшие гранаты. Мы уже ели их, не срывая с дерева. С дровами нет проблем. Долго сидели у костра.

28.10.04г. Второй день похода.

Встали в 8-30мин. Погода прекрасная, тепло и солнечно, птицы поют- заливаются. В 10-00 вышли со стоянки. В 12-00 дошли до карагачей, где нашли казан и другую утварь, к которым вчера мы так стремились и считали, что проскочили их, а оказывается не дошли часа на два. Но нам они уже не были нужны, мы были сыты, готовить не было смысла, привал делать было рано. Пошли дальше. Курбан все подгонял нас, стремясь поскорее выйти с территории заповедника. Вдали показалась большая поляна на пригорке, покрытая желтыми пятнами. Что это, спросила. А, виноград. Нет, не похоже. Тогда листья с чинары. Что за листья странные. И вдруг – не верю своим глазам, что вижу – это кусты жирных, роскошных крокусов, о которых я много слышала, но видела впервые. Представляла, что это красиво, но что настолько! Мы визжали от восторга! Валялись на этой поляне, стараясь, конечно, не помять цветы. Фотографировались, фотографировали крокусы, крокусы и нас. Восторг у всех невообразимый. Но надо идти дальше.

В 14-30 пришли на 1-й каскадный водопад. Более полутора часа ждали остальную группу. Не дождались, пошли потихоньку дальше, а они, оказывается, пошли на водопад, о котором знал один Стас. Это не доходя совсем немного до каскадного водопада. Там даже тур стоял. Но мы об этом ничего не знали. Остановились за огородами, стали ждать остальных. Вскоре собрались все, выбрали место для ночлега под огромным чинаром. Это уже за пределами заповедника в Нижнем Айдере. Место тоже красивое, но с местами в заповеднике не сравнить. Все загажено овцами, коровами, охотниками, грузовыми машинами. Но делать нечего, надо и это пройти. На стоянке сварили борщ в тунче, и компот из шиповника, боярки, винограда, гранат и барбариса. Первую заливку немного настояли и выпили. Необыкновенно вкусно, насыщено (Стас своего шиповника не пожалел). Вторую заливку пили утром – настоявшуюся за ночь. Это было гораздо вкуснее вчерашнего компота. Вечером очень долго сидели у костра. Вспоминали предыдущие и многолетней давности походы и разные случаи.

29.10.04г. Третий день похода.

В 11-00 вышли из лагеря. Дошли до конца, как нам показалось, ущелья, до большого водопада. Решили подниматься по расщелине, но Юра и Стас отказались. Вернулись назад, пройдя немного, нашли спокойный безопасный подъем. Там устроили обед, а затем вышли наверх. Шикарный обзор местности. Все как на ладони. Решили идти в сторону Куня-Гумбеса, к речке и там заночевать. По пути увидели ущелье, которое, оказалось началом ущелья, где нам путь преградил большой водопад. Решили пройти по нему до водопада с другой стороны. Шли довольно долго, но с большим удовольствием, так как были без рюкзаков. Подойдя к водопаду, встретились с той группой молодежи, что и в первый день путешествия. Обменялись впечатлениями, пофотографировались и пошли на выход из ущелья. Придя к началу источника, мы разошлись – ребята с той группы остались ночевать у источника, мы вышли наверх и пошли в сторону Куня-Гумбеса. Пройдя небольшое расстояние, нас снова (в который раз) окликнул пастух и снова стал пригашать нас в гости, хотя название населенного пункта не сказал, показал только направление. Сказал, что зарезали барашка, и он послал сказать, что мы придем. Как только я ни сопротивлялась, все развернулись и пошли в обратную от Куня-Гумбеса сторону – в ГОСТИ! Толком не знали, куда идти, но шли в ту сторону, куда махнул рукой пастух. К вечеру рюкзак почему-то страшно тяжелеет. Идти надо в гору и в гору. Показалось селение из 10-12 домов. Похоже на Патьма-юрт. Нас увидели еще издали из крайнего дома, и там поднялся переполох. Неужели нас ждут? Мне в это не верится. Но раз пришли, надо зайти. Подходя к крайнему дому, нас уже встречал за воротами модерный продвинутый молодой человек в белой круглой шапочке муллы. Во двор не пригласил. Спросили у него, можно ли договориться на завтра, чтобы нас подвезли до поворота на Нухурский водопад. Сказал, что это будет стоить 200тыс. манат за расстояние в 18 км. С этим мы и ушли вниз в маленькую ореховую рощу на ночевку. Уже стемнело, луна еще не вышла. В полутьме поставили палатки, кое-как развели костер – в темноте трудно было найти дрова. Но вся площадка была покрыта толстым слоем опавших листьев, в воздухе стоял тонкий аромат йода – от листьев ореха. В костер подбрасывали сухие листья. Вскоре из-за горы вышла круглая луна – было время полнолуния – и осветила все вокруг. Долго сидели у костра, подбрасывая сухие ореховые листья – грелись. Фотографировались на фоне луны, не знаю, получилось ли что. Несмотря на довольно не пионерский костер, посушили обувь, носки, даже высохли мои бриджи, в которых я упала в воду. Нагревшись, разбрелись по палаткам.

30.10.04г. Четвертый день похода.

Встали относительно рано. Позавтракали, собрали рюкзаки. Пошли наверх в селение снова договариваться на счет машины. Все тот же мулла, только без шапочки, сказал, что это будет стоить 200тыс.манат. Я сказала, что мы здесь не впервые и расценки знаем. Если дадим 100 тыс., то будет очень хорошо. Подошел с этого же двора другой молодой человек — Рамазан. Говорили о том, о сем, сфотографировались. Минут через 15 подъехал его товарищ, с которым он должен был ехать в пос. Караул. Спросили, сможет ли подвести до поворота на Нухурский водопад. Согласился. Только смог взять 2-х человек и все рюкзаки. И все это бесплатно. Котельниковы поехали на машине, мы пошли пешком. Погода теплая, солнечная. За три часа дошли до ориентировочного места встречи. По дороге встретили двух лисичек. Такие любопытные. И людей не боятся. Перед нами на гору поднималась корова. Мои спутники сказали, что мне надо поучиться грации у этой коровы. Ну, а что они хорошего могут мне сказать? Думали, где же на этих Нухурских просторах искать Котельниковых. Получалась охота на лис (лисы – Котельниковы). Где их искать? Вспомнили о милицейских свистках, которые предлагал Дима Серебряков для похода на Демавент, а мы яро сопротивлялись. Неплохо бы сейчас их иметь при себе. Но есть Курбан. Ориентируется прекрасно. Дошли до какого-то места, он сказал, чтобы я сидела в тени орешника и ждала их, а они со Стасом пойдут искать Котельниковых. Нашли. Те ждали нас почти три часа. Сожалели, что поехали, а не пошли пешком с нами. Какое счастье идти без рюкзаков!

Пришли, наконец, к Нухурскому водопаду (шарлавук Хур-Хуры). Остановились на том же месте, где когда-то справляли мой день рождения. А сейчас полдня свободного времени. Спустились вниз к водопаду. Какое великолепие! Поднялись снова наверх. Сидели и смотрели сверху на шарлавук. Курбан со Стасом принесли виноград. Ели два дня. Вечером долго сидели у костра. Благо дров предостаточно. Снова вышла полная луна. Уже пятая ночевка, а она все круглая и глаз от нее невозможно оторвать, так притягивает к себе. Последняя ночевка. Кажется, вот только начался поход, а уже подходит его конец. Жаль. Но у всего есть начало, и есть конец. Все, пошли спать.

31.10.04г. Пятый, последний день похода, день отъезда.

Встали, как обычно, поздно. Позавтракали и решили сфотографировать по традиции лагерь по плану, придуманному еще с вечера. Втащили палатку Котельниковых на скальный участок, туда влез Курбан – никто больше на этот подвиг не решился – Юра долго ловил момент. Мешал куст шиповника. Его связали репшнуром, и Стас оттянул его в сторону. Все заняли места – кто где хотел. Юра нажал на спуск. Тишина. Кончилась пленка. В моем фотоаппарате сели батарейки. И так самый лучший кадр похода пропал. Делать нечего. Собрали палатки, и пошли в Нухур. Поднялись на верх, вышли на тропу. И тут Ольга вспомнила, что забыла на стоянке свою лисичку. Бросила рюкзак и побежала за ней. Мы подошли к поселку и остановились подождать их. Вскоре они подошли и мы направились в поселок. Времени до отправления автобуса было еще много и мы пошли на экскурсию по Нухуру. В час дня подошел автобус, и мы попытались сесть в него. Но не тут — то было. Водитель сказал, что сперва должны сесть те, кто с ним договорился с утра на поездку и оставил в автобусе свои оклунки. Сели и те, кто что-то оставил, и те, которые подошли попозже. Автобус под завязку. Автобус уехал, мы остались. Договорились с УАЗ-469. Он согласился довезти нас до Арчмана. Согласились. Приехав туда, водитель тут же договорился с 7-ми местным микроавтобусом довезти нас до Ашхабада. В шестом часу вечера приехали в Ашхабад. Вот и все наше путешествие.

Тамара БОНДАРЕНКО

1 комментарий к “Маршрут: от Кара-Калы до Нохура или пешком сквозь Копетдаг”

1. Максим

Доброго дня. Мы тоже ходили по этому маршруту осенью 1988 года с классом в сопровождении родителей. Весело было ))