Наша Айри-баба

Ветераны альпинистского клуба «Агама» и просто любители горного туризма приняли участие в ежегодном восхождении на высшую точку Туркменистана — гору Айри-Баба (Айрыбаба), посвященному Великому празднику — Дню Победы.

nasha-ayri-baba-1

Экспедиция проходила с 07 мая 2016 г. по 14 мая 2016 г.

Руководитель  экспедиции – Балтаев Руслан и баян.

Члены команды:

6. Таланкина Галина
  7. Велиахмедов Ринат
  8. Атаниязова Наталья

По договоренности с работниками Койтендагского заповедника и в частности с его научным сотрудником Шаниязом Менлиевом нам был предоставлен автотранспорт с Железнодорожного вокзала ст.Амударья до усадьбы Койтендагского заповедника (к слову сказать, автотрасса стала значительно качественнее), а также была предоставлена автомашина для заброски снаряжения, продуктов и воды до базового лагеря, находящегося на высоте около 2000 метров.

nasha-ayri-baba-2

Выехав с усадьбы заповедника с утра пораньше 9 мая  2016 г. мы бодро рванули вперед и проехав Святое место Халпа-Баба, Кордон, продолжили подъем вверх. Был солнечный день, парило. Машина натужно кряхтела, поднимаясь все выше и выше, и в часе езды до базового лагеря машина неожиданно остановилась, было принято решение разбить лагерь в ближайшем арчовнике. Это, конечно, усложнило, нашу ситуацию – ведь наш подход к пику Айри Бабе удлинился на один час. Но мы не унывали. Погода была замечательная, зелень арчовых лесов радовала глаз. А какое разнотравье и обилие цветов! Красота! К тому же по пути дорогу нам пересек маленький зайчишка, который скакал впереди машины и никак не мог понять, что ему надо свернуть в сторону. Мы приняли это как добрый знак.

Быстро установив палатки, немного поев и отдохнув, разбрелись кто-куда – кто фотографировать лютики-цветочки, кто совершить легкий акклиматизационный поход, кто просто полюбоваться красотой яркой весны Койтендага. Ведь на завтра – 10 мая планируется восхождение на Айри Баба.

Айри Баба была прекрасна! Погода менялась прямо на глазах – то пик окутывали дождевые облака, то он освещался солнцем, то резкий ветер нес прохладу, и  мы поспешно натягивали куртки, а выглянет солнце – сразу становилось тепло. Одним словом, весна…

10 мая 2016 год. Вот и наступило утро выхода на восхождение. По вчерашней договоренности вышли в 6 утра, чтобы иметь в запасе время на случай изменения погоды. Начав постепенный подъем, дошли до Рощи жимолости. Здесь небольшой отдых и путь дальше. А наверху-то закрутило! От «жандарма» уже сплошной туман, плывущие облака. Решили идти общей группой, чтобы не разбрестись и быть  друг у друга в пределах видимости. Чем выше, тем облака гуще. А при подходе на саму вершину еще и дождь пошел. Пройдя вблизи нескольких снежников, подошли к самой вершине, к ее последним турам. Вот и она, красавица, вся в облаках! Поднялись на вершину все. К слову сказать,  в нашей группе было трое новичков, которые не подкачали и дошли в хорошем темпе.

В это восхождение наша группа внесла свою «изюминку». Руслан Имамович взял в поездку баян, чем очень порадовал нашу команду. Накануне восхождения было принято решение – взять баян наверх, чтобы там сыграть Песнь Победы в День Победы. Еще в лагере баян весом в 10 кг был разделен надвое. Одну половину понес в рюкзаке наверх Руслан Балтаев, а вторую Ринат Велиахмедов. Поднявшись на вершину, Руслан соединил баян в первозданном виде, и вскоре зазвучала песня «Этот День Победы». Это было настолько необычно и радостно!

nasha-ayri-baba-5

И вот взвился под музыку флаг нашей страны и флаг альпклуба «Агама». Все счастливы! Фотографируемся. Облака переваливаются через нас, то становится ясно, то опять мы в тумане. Пирмедов Гурбан, опытный ветеран-альпинист дает команду – пора вниз. Погода изменчивая. Он ведет нас по новому для нас спуску. Сначала спуск осуществляем по скалам, потом по крупной «сыпучке» вдоль длинного «языка» снежника. Перед нами, слева, справа постоянно меняется картина плывущих облаков. Но чем ниже, тем все яснее. И вот мы уже выходим из зоны облаков и  при ясной погоде спускаемся в Рощу. Здесь кратковременный отдых, чаепитие с водой из колдобины и опять вниз, в наш лагерь. Все! Осуществили! Мы ТАМ побывали! Спасибо, Айри Баба, что допустила нас и отпустила!

nasha-ayri-baba-6

Следующий день был днем отдыха. Кто пошел в легкий поход посмотреть глубочайшие ущелья, побродить в густом тумане. А вечером этого же дня мы устроили торжественный ужин, играл баян, звучали песни и новички – «первопроходимцы» получили свою долю поздравлений и шуточек.

Следующий день – 12 мая 2016 г. был днем сборов и сворачивания лагеря перед уходом вниз в усадьбу заповедника. Машина пришла за нами в полдень.

Благополучно спустившись вниз, мы доехали до начала прекраснейшего ущелья Дарай Дере, где мы провели хоть и немного времени, но подзарядились его красотой. В усадьбе нас ждал Шанияз, вкусные угощения его замечательной жены и тихий мирный вечер Кугитанга. Здесь же мы вечером познакомились с научными сотрудниками Академии наук Туркменистана, ботаниками, прибывшими сюда накануне в экспедицию изучать лекарственные травы Туркменистана. Они на ближайшие два дня собирались  выехать на плато Айри Бабы на Кордон для научных исследований.

В гроте Кырк-Гыз

Следующий день 13 мая мы провели практически на колесах, посетив традиционно, Пальван-камень, грот Кырк-Гыз, ущелье Умбар-дере, Плато динозавров, ферму с мархурами, роща унаби.

Экспедиция завершилась. А ночью в Койтендаге засверкали молнии, загрохотало, поднялся ветер и ливанул сильный дождище. Я вышла посмотреть на Айри бабу. Над ней сверкали молнии, грохотало,  и я подумала, как хорошо, что мы ночуем не в нашем лагере в арчовнике, а уже внизу. И еще подумала о ботаниках, которые уехали наверх. Каково им там в такую погодку!

Но утро 14 мая встретило нас солнышком и ясным небом. Мы рано выехали к ст.Амударья, и традиционно поев свежезажаренной рыбки в местной кафешке по пути, добрались до вокзала, быстро погрузились в поезд и в путь. Дорога к дому!

Хорошо уезжать и хорошо возвращаться!

Хочется выразить слова благодарности всем тем людям, кто способствовал осуществлению нашей экспедиции! Спасибо Председателю Правления Альпклуба «Агама» Котвину В.М.!  Спасибо сотрудникам Койтендагского заповедника и Госкомитета охраны природы и земельных ресурсов Туркменистана!

Спасибо всем, друзья!

Елена КУРБАНОВА

Фото: Ринат ВЕЛИАХМЕТОВ, Тереза УВАРОВА, Елена КУРБАНОВА, Руслан БАЛТАЕВ

4 комментария к “Наша Айри-баба”

1. валера

привет альпинистам.а НАДЯ КОСТОВА

2. Призываю в тред Наджию! Кстати, очень активна и в скалолазании добилась немалых высот. Мы ей гордимся!