Айрыбаба — священная гора

Главная вершина Айрыбаба

Главная вершина Айрыбаба

Высшая точка горного массива Койтендаг — одного из отрогов Гиссарского хребта, окаймляющего юго-восточную границу Туркменистана, — гора Айрыбаба. Она не только наивысшая точка этого горного массива, но и всех горных систем Туркменистана. Ее высота — 3139 метров над уровнем моря.

Все горные вершины по-своему уникальны. Гора Айрыбаба своей необычной красотой поражает побывавших на ее склонах паломников и горовосходителей. Здесь изумительные пейзажи. Особенно красиво зимой, когда вершина и подступы к ней укутаны снежным покровом, достигающим в иных местах нескольких метров. Лишь заравшанская арча противостоит этому снежному царству. Но даже это могучее и высокое раскидистое хвойное дерево из-за сильных ветров приобретает на склонах причудливую стланиковую форму. Растительный и животный мир Койтендага богат и разнообразен. Весной здесь море цветов, сохранились многие редкие, эндемичные виды растений. Нередко в феврале почти у вершины на проталинах цветут яркие крокусы и огневки. На склонах горы в арчовых лесах обитают винторогий козел, горный баран, рысь — животные, занесенные в Красную книгу Туркменистана. На Койтендаге встречается 122 вида птиц. В общем биоразнообразие Койтендага представлено 1171 видом, из которых 988 видов -растения и 183 вида — представители животного мира. Для сохранения природной среды этого уникального края в 1986 году был образован Койтендагский государственный заповедник.

Арча. Айрыбаба - священная гора

Арча

Кроме природных памятников на Койтендаге немало святых мест — народных заповедников, овеянных красивыми легендами. Вероятно, величие гор, их недоступность манили человека, и в какой-то мере стало причиной трепетного отношения к заоблачным высотам. Например, откуда взялось название вершины Айрыбаба? В переводе с туркменского оно означает «разделенная святая гора» (Айры — раздельно, баба — святой человек или дед). У жителей предгорий Койтендага есть древняя легенда о происхождении названия. Согласно поверью, во время Великого потопа Ной должен был остановить свой ковчег на вершине Айрыбаба. Гора очень гордилась этим и постоянно хвасталась своим величием. Бог узнал про ее высокомерие и решил наказать гордячку. Он отменил предусмотренную Ноем остановку. Ковчег только протаранил гору, буквально развалив ее вершину на две части. Гора стала двуглавой, а существующая между ними впадина до сих пор напоминает след от ковчега.

По другой легенде, один святой человек, много сделавший по распространению исламской религии, вознесся с вершины на небо. Его последователи выложили из камней на скале могилу. Эта почитаемая верующими могила находится у края пропасти. Лишь узкая тропинка отделяет ее от обрыва глубиной около 500 метров. По существующему поверью, человек, совершающий паломничество, поднявшись на вершину, должен обязательно обойти могилу. Если он много грешил и вел неправедную жизнь, есть шанс свалиться в пропасть. К счастью, таких случаев местные жители не помнят, хотя каждый год около полусотни человек совершают восхождение к святому месту. На верху вокруг могилы паломники из маленьких камней складывают горки. Площадка на вершине буквально усыпана этими миниатюрными имитациями могилы святого, которые, по бытующему среди жителей гор поверью, обеспечивают человеку долгую и счастливую жизнь.

На вершине в конце пика с северной стороны в скале находится грот в виде купола. Существует легенда, что халиф Али, устанавливавший в этих краях исламскую религию, жил в этом гроте и молился Аллаху. Куполообразный грот имеет вполне естественное происхождение, но местное население почему-то уверенно, что сам халиф Али вручную выдолбил его в скалах. И ныне паломники совершают молитву-намаз в куполообразном гроте, считая его мечетью Айрыбаба.

Как оказался в этих местах халиф Али? Рассказывают, что халифу с первого раза не удалось завоевать тогдашних жителей шерабадской долины. Эта долина находится с восточной стороны Койтендага. Горы здесь имеют сложный рельеф. Восточный склон хребта представляет собой крутой, почти отвесный обрыв высотой до 500 метров. Западный склон — более пологий. Изрезанный многочисленными глубокими ущельями и оврагами, он постепенно понижается в сторону реки Койтендере, отделяющей Койтендаг от соседних низкогорных возвышенностей.

По существующему преданию, халиф Али, поднимаясь по западному склону горы, разбил свой лагерь прямо на вершине, так как восточный склон стал для него естественной преградой. Говорят, что сам халиф спустился с обрыва с помощью шелковой веревки, один конец которой закрепили на крючкообразной скале, существующей до сих пор. Таким образом, халифу Али удалось зайти с тыла и победить противника.

Ныне, даже зимой, вершина Айрыбаба не пустует. Конечно, поднимаются на нее в основном альпинисты с достаточной тренировкой и специальным снаряжением. Вот уже более 15 лет традиционно каждый год в честь Дня Государственного флага альпинисты из Ашхабадского клуба «Агама» совершают восхождение на самую высокую точку Туркменистана, чтобы водрузить на горе Государственный флаг. Несомненно, что при развитии экотуризма и горного туризма на Койтендаге гора Айрыбаба будет одним из замечательных маршрутов не только для альпинистов, но и всех любителей природы.

Шанияз МЕНЛИЕВ
начальник научного отдела
Койтендагского государственного заповедника
Министерства охраны природы Туркменистана.

Фото: Владимир КОМАРОВА

Источник: Газета «Нейтральный Туркменистан» 14.03.2012

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

@Mail.ru .