От Балхан через пустыню к заливу

Вездеход до бампера проваливается в дорожную пыль, которую водители почему-то называют «пуховиком». Этот «пуховик» моментально накрывает автомобиль одеялом из белесой пыли, которая мгновенно проникает внутрь. И нужно время от времени притормаживать, чтобы дать осесть белому облаку не только вокруг машины, но и внутри салона, и только потом продолжать путешествие.

Колесим по Северо-Западному Туркменистану — это уже третья экспедиция в Балканском велаяте по изучению туристического потенциала необычного, удивительно прекрасного и в то же время малоизученного и загадочного края. Она проводится в рамках проекта Глобального экологического фонда. Программы развития ООН и Министерства охраны природы Туркменистана «Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия всемирного значения в Хазарском государственном заповеднике на побережье Каспийского моря». Участники экспедиции, в числе которых оказались известный археолог X.Юсупов, палеонтолог А.Нигаров, киносъемочная группа, специалисты Хазарского государственного заповедника и члены альпинистского клуба «Агама», в течение пяти дней на трех автомобилях проехали более 2000 километров в окрестностях суровых берегов уникального залива Гарабогазгол.

Это было увлекательное путешествие. Считавшаяся безжизненной и необычно суровой, пустыня принесла немало удивительных открытий. И хотя Прикаспий не так богат архитектурными памятниками, каждый холм, каждое ущелье или нагорье буквально «заряжены» энергией исторических событий. Именно во время этой экспедиции были заново исследованы и отмечены на туристической карте стоянки древнего человека, древние кремневые орудия неолита, исторические памятники, напоминавшие о бурной античности и неспокойном средневековье, ландшафтные природные памятники.

Экспедиция началась у южной оконечности Балканских гор, где в начале прошлого столетия русский ученый — археолог А.Окладников обнаружил и описал пещеры, в которых обитая» наши предки 10000 лет назад. Здесь в пещерах Дам-дам-чешме (1,2) и Джебел им были обнаружены кремневые орудия труда первобытных людей, а также керамика более позднего периода. Другая известная неолитическая пещерная стоянка — Кайлю, расположенная на территории заповедника на склоне хребта Губасенгира, также стала местом удивительных находок. Здесь у подножия северо-восточных отрогов Губасенгира русским ученым удалось найти древние ювелирные украшения. До сих пор эти места пользуются у путешественников особым вниманием.

Сразу после Балканабата, экспедиция посетила источник Дашарабат, где был расположен форт русской армии и, согласно рассказам местных старожилов, существовала еще более древняя и пока не изученная крепость. Отсюда экспедиция отправилась на север Туркменистана через песчаную равнину Чильмамедкум к месту паломничества местных жителей Гозли-ата. Затем мы проследовали к горной гряде Ак-гыр и далее на восток и юго-восток к поселению Гокдек Исследовав интереснейшие природные памятники вокруг этого поселка, экспедиция направилась на север, к колодцу Авламыш, а затем через поселок Туыр в сторону юго-восточного побережья Гарабогазгола. Последний день экспедиция посвятила исследованию Пригарабогазья.

На протяжении нашего непродолжительного пугешествия экспедиция знакомилась с извесгаыми по фактам истории местами и происходившими здесь историческими событиями. Так, недалеко от кладбищ Гозли-ата нами было обнаружено и исследовано небольшое здание, где, по предположению археолога X. Юсупова, были захоронены хивинские войны. Само захоронение расположено в живописном месте и очень популярно среди местных жителей и гостей из Казахстана и Узбекистана. Но как оно оказалось здесь? В этой связи упоминается история о Гозли-ата, или Узынхасане — мистической личности и духовном лидере прибалканских туркменских племен в период средневековья. В возрасте 102 лет мудрец объединил туркменские племена для борьбы с армией хивинского Суфиан-хана. Это происходило в 20-е годы XVI века. Тогда враги обошли туркменские племена с тыла и спустились с гор в местечке, которое до сих пор называется «Калмык кессен» (тропа, пробитая «калмыками» — так называли туркмены всех врагов с севера). На гряде Ак-гыр мы посетили еще одно историческое место. Здесь расположено одиноко стоящее плато, соединенное с грядой 13 — метровым перешейком, которые местные пастухи называют Ховплы-бурун, или «Чотак». Именно сода, согласно хивинскому историку Абульгази, через три дня битвы при Гозли-ата отступили туркменские воины, отказавшиеся платить подать хивинскому хану. Закрыв перешеек мощной стеной, остатки которой можно найти и сейчас, они мужественно оборонялись от войск хивинского хана.

Надо отметить, что территории юго-восточнее известного Каспийского залива стали свидетелями многих трагических событий. Исторические справочники свидетельствуют, что войска персидского царя Кируша, оправившиеся от поражения в битве с войском царицы Томирис, через несколько десятков лет вновь двинулись на массагетов. По преданию, ахеменидская армия во главе с внуком Кируша Дарием II была встречена пастухом Сираком (Шираком), взявшимся в одиночку победить войска Дария. Именно в эти безводные и безжизненные места в V веке новой эры завел армию врага, спасая свой народ, массагетский пастух. И сейчас, спустя столетия, стоя на холме Чопан-депе у восточной оконечности гряды Ак-гыр, далеко не трудно было представить, как пробивались через пустыню и гибли в безводной долине войска Дария, как, вскинув руки, ликовал Сирак (Ширак): «Я победил армию!».

Горы Эрсары-баба, растянувшиеся грядой на юго-востоке от Гарабогазгола, помнят события XIV века, когда предводитель туркмен Эрсары отказался отдавать замуж свою дочь за наместника иранского птаха («Он хочет жениться не на моей дочери, а на моем народе!»). В битве у колодца Авламуш он со своей семьей отступил к горам, но был схвачен и казнён захватчиками. На этом месте уже много веков находится кладбище, почитаемое туркменами. И сейчас здесь можно встретить паломников со всех велаятов страны. Ландшафтным разнообразием северо-запада страны можно удивить не только приезжих туристов. В местечке у хребта Бекмурад мы наткнулись на удивительный ландшафт из меловых пород, напоминающий больше лунный, чем земной пейзаж. Здесь же можно было увидеть небольшой природный водосборник, который даже в июле содержал дождевую воду для животных. В Средней Азии их называют «вади». Особенно красивыми оказались каньоны восточного Пригарабогазья. Поражают своей пестрой раскраской горы у Гозли-ата, коричневатая, а местами красно-бело-серая горная гряда Акгыр и другие остатки когда-то единой системы морских известняковых осадочных пород позднемелового периода (60-65 миллионов лет назад). При помощи местного населения экспедиция обнаружила еще более древние и совершенно необычные природные формирования в местечке, называемом Саккар-ёл. Огромные известково-песчанистые конкреции иногда двух — и трехъярусные, возлежали на узком участке длиной в 3 километра недалеко от посёлка Гокдере. Геологи утверждают, что эти окаменелости возникли в период усыхания Мирового океана и тектонического подъема бывшего морского дна. Одно время велись споры об их неземном происхождении, но ученые доказали, что более твердые, чем остальной грунт конкреции, обнаруженные в этом районе, относятся к нижнему меловому периоду и возникли на земле десятки миллионов лет назад.

Ещё один участок с такими реликтовыми окаменелостями под названием Гок-ёкуш мы нашли недалеко от поселка; там конкреции имели ещё более причудливые формы и достигали невероятно больших размеров — до двух метров. Излюбленное верблюдами лежбище у источника Кемал-ата также поразило причудливыми формами окаменелостей, которые выступали из берегов источника и создавали, в композиции с саксаулом и бегущей водой незабываемую картину из доисторического периода.

Среди этой девственной природы и животные чувствуют себя привольно. В районе гряды Куландага мы встретили стадо архаров, у источников пресной воды наблюдали следы джейранов и барса. В зеленых зарослях побережья встречались куропатки, а в урочище Гарагандык у водопоя мы наткнулись на стаю из 10 орланов, занесенных в Красную книгу Туркменистана. Отсутствие факторов «беспокойства» и богатая пищевая база этих заповедных мест позволит любителям природы наблюдать за птицами, хищниками и другими животными в условиях дикой природы.

Наконец, нельзя не сказать о добродушии, об интересе и о гостеприимстве местного населения. В поселках Гошоба, Гокдере, Туыр, Авламыш — везде, где экспедиция побывала во время путешествия, нас встречали теплый прием, открытый сачак и помощь в том деле, которое мы задумали. Нас поили настоящим верблюжьим чалом, обеспечивали проводниками, рассказывали о местных достопримечательностях и памятниках природы.

Сейчас уже можно говорить, что в этом регионе есть большой потенциал для развития так называемого «сельского туризма», который сочетает в себе элементы этнографического, исторического и экологического туризма.

О.ГУЧГЕЛЬДЫЕВ

газета «Нейтральный Туркменистан» 04.09.2009



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *