Растительный мир Копетдага

В далёком прошлом на огромных просторах от Северной Африки до самого Черного моря плескались воды древнего моря Тетис. Прошли тысячелетия, прежде чем море отступило, а постоянные движения земной коры привели к формированию горного рельефа хребта Копетдаг, наделив его мощными толщами известняков, известняково-глинистыми песчаниками, светло-серыми мергелями и другими породами. Хребты, крутые и узкие ущелья, межгорные долины, наклонные поверхности наглядно представляют обзор этапов геологического роста и развития гор.

Растительный мир Копетдага
Если Тянь-Шань называют горами в степи, то Копетдаг — это горы в пустыне. Здесь очень сухо, летом жарко и холодно зимой. На подгорной равнине столбик термометра летом может зашкаливать за +40 градусов, а в горах на высоте более двух тысяч метров опуститься зимой до минус 30-ти. Зимой снег укрывает горы белым покрывалом от вершин до подножий, иногда сохраняясь в понижениях до конца нежаркой весны. Запасы влаги Копетдаг пополняет за счет весенних дождей.

Растительный мир Копетдага
Прошедший в горах ливень похож иногда на шквал весенней грозы, он способен оставить такое количество воды, которое земля не успевает впитать. И тогда вода, стекая ручейками по склонам на дно ущелий, образует огромный поток, который устремляется вниз, вынося горную породу на равнину. Когда гроза ослабевает, тучи рассеиваются, показывается солнце, через небо протягивается радуга, а в подгорной долине звенит множество ручьев-«однодневок», напоенных ливневой водой.

Природа одарила Копетдаг и родниками, возле которых всегда кипит жизнь, особенно в знойный период, а еще плодородной почвой — серозёмами, дополнив их по долинам горных речек и ручейков луговыми почвами. Здесь, на границе позднего мела и палеогена или около 12 миллионов лет тому назад, зародилась растительность Копетдага, отдельные представители которой в качестве реликтов дошли до наших дней.

Так, на мелко-щебнистом субстрате в окрестностях поселка Гурыховдан можно увидеть весной желто-сиреневые цветки пузырника Атабаева, в окрестностях поселка Шамли — прикорневые розетки листьев поповиолимона туркменского, а возле села Куртусу — лиловые цветки крылотычинника Копетдагского, местообитания которых больше нигде в мире не отмечены.

Барбарис
Барбарис

В самых разных почвенно-климатических условиях горной местности на разной высоте произрастает более тысячи видов растений, самые многочисленные из которых — это виды из семейства сложноцветных, злаки и бобовые. Причем травянистых растений в Копетдаге намного больше, чем кустарников и деревьев.

Одни виды растут в условиях жесткого дефицита почвенной и воздушной влаги, называемые ксерофитами, другие — по дну глубоких затененных ущелий на увлажненной почве (мезофиты). В сырых понижениях речных пойм и около родничков растут влаголюбивые виды — гигрофиты. Между ними много разных промежуточных форм, склоняющихся то в одну, то в другую сторону. Каждый из них занял свою природную нишу, сохранив в своем облике все характерные особенности экологических условий, став при этом и барометром среды обитания, меняющейся под влиянием высоких температур и водного дефицита.

Растительный мир Копетдага
Характерная особенность местного растительного мира — высокий процент эндемизма (до 20%), которому может позавидовать любая другая горная среднеазиатская флора. Удивительна колючесть многих видов, доходящая порой до гротеска. Здесь, в сухой каменисто-колючей горной пустыне, более комфортно себя чувствуют те растения, которых отличает крайняя степень засухоустойчивости. Они были «способны» превратить в колючку лист, стебель, черешок.

Растительный мир Копетдага
Копетдаг — страна контрастов, потому что здесь среди тающих снежников можно вдруг встретить голубое великолепие душистых цветов дикого гиацинта, бледно-лилового крокуса и беловато-розового цветка безвременника двулистного, сине-фиолетового и розового гладиолусов с листьями, похожими на лезвие ножа, палево-белого ириса Эвбанка и рябчика Радде. Истинную красоту и богатство цветочного букета представляют тюльпаны с нежно-белыми, бледно-розовыми, малиново-красными и ярко-красными цветками.

Самым главным растением гор считают можжевельник туркменский, или арчу — хвойное дерево-долгожитель, которое по своей экологической значимости не может заменить ни один другой вид местной флоры. В чем причина этой повышенной ценности? Ответ очень прост. Арча — главный стержень в строительстве всех горных растительных группировок. Отдельное дерево арчи живет 600 и более лет.

Там, где арчи нет, доминируют сухие полынные «степи», лишенные буйства весеннего разнотравья, многие из которых — лекарственные виды либо дикие сородичи культурных растений. Корни арчовых долгожителей веками удерживают почву и композицию склонов гор, собирая живительную влагу от осадков, тем самым создавая условия для роста и развития большей части состава местной флоры. Именно по этой причине можжевельник туркменский включен в Международный список охраны природы (МСОП) как основной строитель горных сообществ Копетдага.

Арчовники — экологический индикатор устойчивости не только горных, но и равнинных экосистем. Кроме того, арчовое редколесье формирует целебность и чистоту обезвреженного от микробов горного воздуха, насыщая его запахом своей чешуевидной хвои и ароматом красноватой древесины, которая настолько прочна, что не поддается разрушению живыми организмами.

Растительный мир Копетдага
В флоре Копетдага представлены дикие плодовые — алыча, яблоня, рябина, груша, айва, ежевика, боярышник, виноград. Они образуют по днищам долин ленты природных лесосадов. Причем в субтропическом Юго-Западном Копетдаге таких флористических «фрагментов» больше, чем в Центральном.

Древними реликтами более влажных эпох являются платан восточный, орех грецкий и дикорастущий гранат обыкновенный. Предковые формы туркменской яблони выращивали здесь еще в V — IV веке до новой эры со времен Парфянской империи. Интересно, что многие стародавние местные сорта винограда — потомки сортов парфянской культуры, которые, в свою очередь, произошли от дикого винограда, встречающегося и сегодня. Ботаники отмечают, что местные сорта инжира обыкновенного были перенесены населением в культуру из дикого состояния.

Более широкое распространение по сухим склонам Копетдага имеют листопадные ксерофитные «леса» из кленовника, миндальника и парнолистника, образующие относительно крупные массивы, которые все чаще развиваются по саванному типу. Фрагментарное распределение имеют также багряники, боярышники, кизильники и фисташники, имеющие большое значение как генофонд.

Большую ценность представляют также и тугайные леса из карагача, каркаса, тополя, ивы и ясеня, которые были обычны здесь еще со времен энеолита. Сегодня они — живые свидетели минувших эпох.

Плоды арчи
Плоды арчи

Особой изюминкой растительного покрова Копетдага следует считать его горные ковыльно-типчаковые степи, которые поднимаются выше лесных арчовых сообществ.

Растительные сообщества Копетдага, будучи разнородными по видовому составу и условиям произрастания, представляют собой бесценный природный ресурс нашей страны, являются национальным достоянием.

Николай ЕФИМЕНКО
Фото: Олег ВИНОКУРОВ, Владимир КОМАРОВ



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *