Тем, кому не сидится дома, посвящается…

Вспомнив и оглянувшись на путь, что прошла наша группа за пять дней с 15 по 19 октября 2013 года по массиву горы Душак-Эрикдаг. Расскажу и о походе в целом, и о моментах, наиболее запомнившихся мне.

Идти было адски…

Хотя мы не прошли еще и часу, но уже казалось, будто это продолжается так давно…

Поезд в 6 утра, встреча на вокзале с Димой Кунташовым и Сергеем Дорониным, гостеприимное чаепитие в клубе «Агама», двойная порция Сергеев (Доронин и Новиков – «double Сергей» – пошутила я), краткая часть с закупкой продуктов, автобус – всего этого будто и не было несколько часов назад. Все заслонили горы, рюкзак, тишина, мое оглушительное пыхтение, и двое, распевающие «Серёооожа! Он все знает, он все может!».

Вооон оттуда мы пришли

Когда остановилась через несколько минут, скинув рюкзак и схватившись за фотоаппарат, я обернулась и остолбенела – еле виднелось внизу здание, от которого стартовал наш путь. Точно также я удивляюсь и сейчас, пообщавшись по телефону с Серёжей Дорониным, еще раз вспомнив и оглянувшись на путь, что прошла наша группа за пять дней с 15 по 19 октября 2013 года по массиву горы Душак-Эрикдаг. Расскажу и о походе в целом, и о моментах, наиболее запомнившихся мне.

Для начала, состав нашей группы:

Альпклуб «Мерт»

• Алексей Дудников
  • Ульяна Афанасьева
  • Стас Афанасьев
  • Тимур Перлиев (их сынишка)

Арбуз

Филиал бахчи в рюкзаке Димы Кунташова

Кроме того, как трудно было идти, мне запомнилось, как вкусно было кушать! Первое яркое впечатление – арбуз, который волшебным образом появился из рюкзака Димы Кунташова, когда мы сделали первый горный привал на пути к «Крокодильчику». Наверное, вкуснее может быть только арбуз, который протащишь несколько часов на себе.

Крокодил

Конечно же, такая желанная на протяжении всего пути первая стоянка :D – остановка Крокодил в ущелье Юркино. Из скалы торчит… зеленый крокодил!!! Обложенный по периметру рогами, черепами, и прочими костьми неизвестных мне животных.

Будем дома показывать, какие в ашхабадских горах крокодилы водятся

Поставили палатки, Дима с Алексеем развели костер, приготовили чай (чай!!!), поесть (еда!!!) и… провал в памяти, так как все на свете пересилил сон (и это в 6 вечера). Проснулась позже, как раз когда подошли Стас, Ульяна и их сын Тимур.

Стас, Ульяна и Тимур

Эта троица настигла нас уже после наступления темноты. Общительные люди с непередаваемым чувством юмора, Ульяна с потрясающими кулинарными талантами, очень дружелюбный Тимур, золотой помощник и отличный ходок, несмотря на свой юный возраст; согревающий улыбками, как солнышко: «С добрым утром!». Встречены они были бурными овациями, продолжающимися весьма долгое время, и слышными даже сквозь сон.

Вода

Вода – это вообще отдельная тема. Вода в горах хорошо идет только на тебе, больше никак. В пути сколько не пей, все равно не напьешься («мнимая жажда», как говорит Дима Кунташов). Как эффективнее собрать, «обезвредить» и донести воду до лагеря, научили нас Дима и Виталик, за что им отдельное спасибо.

Путь к 3-ему роднику

С утра для начала нас взбодрили сообщением: Крокодил – 1372 м. После завтрака, сбора вещей, палаток, фото с крокодилом последовало то, что коротко и цензурно можно назвать подъем-подъем-подъем. Спустя некоторое время разделились на две группы: Дима, Игорь, Владик, Тимур, Богдан, Даша, комплект Сергеев, Алексей, и – Виталик, Ульяна, Стас, Саша. Пройдя некоторое расстояние, нашу группу покинули Алексей и Сергей Новиков, которым нужно было возвращаться в город. После короткой остановки и перекуса в «Спичечном лесу» последовал спуск в ущелье «АОАО».

Присели, передохнули – и впрёооод!

В целом путь до ущелья не был выматывающим, как в первый день. Возможно, привыкли к рюкзаку и подъему, возможно, способствовало разнообразие маршрута: подъемы чередовались со спусками, Дима рассказывал о свойствах растений, встречающихся на пути, особенностях горного рельефа; перед спуском в ущелье мы встретили и спугнули топотом и шумом архаров, в небе парили орлы, промежуток спуска в ущелье прошли лазанием.

По ущелью пришли к месту второй ночевки – 3-й родник (2000 м). Пока ставили палатки, собирали дрова и подготовили продукты, подошла вторая группа. Было очень холодно. Кроме того, к концу второго дня мы понесли некоторые потери – у Богдана и Владика порвались рюкзаки, у меня порвались кроссовки. Рюкзаки-то мы зашили, а кроссовки зашить не получилось, о чем уже я завтра еще не раз пожалею.

День 3

Поспали и хватит, уходить пора

На третий день, попрощавшись с холодом 3-его родника, мы продолжили путь. Последовало восхождение вверх по ущелью, фото на фоне горных вершин, путь вверх к Куполу, и мы пришли к спуску на КСС. Здесь мы попрощались со Стасом, Ульяной и Тимуром, которым нужно было возвращаться домой.

Перед спуском по КСС

КСС

А потом был КСС… «Живые» камни, сыпучка, тросы над обрывом… Сердце замирало круче, чем при встрече с любимым :D. Не могу сказать, что это внушало панический страх, но необходимо осторожность сохранять при любых условиях. После КСС последовало «каменное болото». Мне оно показалось сложнее, чем спуск по КСС, причем немало этому поспособствовали кеды, надетые вместо убитых кроссовок.

Остановка Крест в ущелье Цирк

Спустившись по «каменному болоту», остановились отдохнуть на засидке Крест. Над обрывом поставлен крест альпинисту Михаилу Попову, погибшему здесь в 1987 году в ходе подготовки к соревнованиям. До глубины души тронула меня смерть человека, преданного своему делу, и труд его единомышленников, в память о погибшем альпинисте воздвигших ему памятник.

У креста, возведенного агамовцами в память об альпинисте М.Попове

Самая адская часть моего пути

Теперь о неприятном. Разделившись на две группы: Сергей Доронин, Владик, Саша, Богдан, Даша, и группа в составе Димы, Виталика и Игоря, мы продолжили спускаться по камням вниз по ущелью. Пройдя небольшой участок пути, несколько раз подвернув ногу благодаря скользящим кедам, присела переждать боль после очередного падения, подняла голову и обнаружила, что все ушли вперед! А я осталась! Позади! Одна! Фактически единственным знающим маршрут человеком, который должен был вести группу впереди, был Серёжа. Периодически он возвращался назад, когда я отставала, и все, что мог сделать – идти рядом, так как рюкзак я не отдавала, а что нога болит, не признавалась. Подозреваю, что в этот момент ему хотелось разорваться надвое.

Что же касается меня, мне очень хотелось провалиться сквозь землю: я понимала, что ребята устали и им очень хочется побыстрее дойти до лагеря, а я их торможу. Причем шла я настолько плохо, что едва мы достигли пункт назначения – родник Атсув, буквально через 10 минут нас настигла вторая группа, значительно отстававшая от нас в начале пути.

Ищите воду

На Атсуве было значительно теплее, воды было предостаточно, благодаря ангелу-хранителю в лице Димы Кунташова, который не поленился пройти дальше по ущелью в поисках родника (иначе пить бы нам воду зеленого цвета из большущей лужи!).

На роднике Атсув (но не подумайте что это та самая большущая лужа)

Палатки, ужин, посиделки у костра с отличным собеседником с широким кругозором Игорем Кагановским, которого ребята слушали буквально затаив дыхание.

Наутро путь к последнему лагерю – роднику Бахчисув. Маршрут проходил через очень красивую местность, деревья – от зеленых до желтых и красных.

Дорога до этого родника занимает немного времени, особенно если у вас не побитые ноги и привыкшие к рюкзаку плечи.

К обеду достигли цели, разбили лагерь, приготовили поесть и расположились на отдых.

Бахчисув встретил нас изобилием барбариса, шиповника и ежевики. Вечером в лагерь пришли Ульяна, Стас и Тимур. Осознавая, что это последняя ночевка похода, спать не хотелось, и беседа у костра затянулась допоздна. В просвете ущелья светили огни города Гекдепе.

Просматривая тем вечером фотографии, увидела фото первого дня похода, на котором Дима режет арбуз, и удивилась: чувство времени атрофировалось, а событие будто бы произошло две недели назад.

Прощальное фото в лагере Бахчисув

Утром последнего дня двинулись по ущелью на 7-ой км дороги Нижнего Чули. По дороге встречались домики, выстроенные чабанами (кошары); прошли через зеленую поляну, поросшую травой и мятой, с родником. К полудню вышли к остановке, успев как раз к автобусу, идущему в Ашхабад. В городе всей группой побывали в гостях у гостеприимной семьи Кунташовых, посетили еще раз Клуб агамовцев, после чего последовало прощание на вокзале со ставшими нам родными за эти пять дней Димой, Игорем и Серёжей.

В заключение хотелось бы поблагодарить всех, кто сделал этот поход состоявшимся, особенно Диму Кунташова, который вел нас на протяжении всего маршрута.

Веди нас, Сусанин, веди нас, герой!

А так же Игоря Кагановского и Виталия Сагдеева, развивающих наши навыки поведения в горах.

Мое личное спасибо Серёже Доронину, который практически весь путь шел за мной, и помогал во всем, несмотря на жару, холод, жажду, усталость и тяжеленный рюкзак. Признаюсь, в первый день похода мне очень хотелось его прибить чем-нибудь за неординарное чувство юмора, с которым он восклицал: «Ну что вы за люди! Что вам не сидится! Куда идете?! Рюкзаки же тяжелые! А так сидели бы дома, на диване, смотрели бы фильм про альпинистов». Благодаря Серёже этот путь стал для меня намного легче и спокойнее, чем мог быть.

Удивительным и загадочным открытием для меня стала интуиция этих людей, способность почувствовать, когда кто-то нуждается в помощи, а также умение молча и тактично эту помощь оказать. Я поняла, что сложность маршрута зависит не только от технических характеристик, но и от степени поддержки, которую оказывают идущие рядом люди. Они стали для меня эталоном на моей Дороге, и я, как начинающий альпинист, буду стремиться стать такой, как они.

Чтобы идущим рядом со мной идти было не так адски…

Даша Чикаидзе

Альпклуб «Мерт», Балканабат

Фото: Дмитрий КУНТАШОВ, Дарья ЧИКАИДЗЕ, Ульяна АФАНАСЬЕВА

10 комментариев к “Тем, кому не сидится дома, посвящается…”

1. Дмитрий Винокуров

В полку наших авторов прибыло ;)) Молодец Даша очень живо получилось

2. Спасибо, обращайтесь! Еще раз Диме Кунташову огромное спасибо, Дима, мы тебя любим!!! ))) и Сережу, и Игоря Викторовича! Было бы неплохо еще что-нибудь совместное организовать, буду ждать с нетерпением. Удачи всем! И совсем круто, если бы побольше хороших людей от Агамы было )

3. Горнолаз

Классный отчет, читаешь как отчитались и уже мысленно с горобродителями, тем более места все знакомые до боли и маршрут большой и богатый на события… Эх, еще бы на б пещеру зашли бы, время бы не убыло, вообще б круто бы было

4. Даша Камикадзе

Спаасибо! Будем надеяться, что это не последний наш маршрут, и мы еще попадем на пещеру (очень хочется, очень уж наслышаны)

5. Даша Камикадзе

да хоть через куда угодно! вышеупомянутые пусть тоже готовятся! ну и конечно, время удачно подобрать, чтобы на рабочее не попадало. долго будет это?

6. Дмитрий Винокуров

Ну это смотря как идти и от куда ;)))

7. Даша Камикадзе

Ага, не пройдет и трех лет :D

8. Дмитрий Винокуров

Ну за это время можно не то что Душак весь облазить но и весь Копетдаг :D
    Осталось столько свободного времени найти ;)