Здравствуй, Койтендаг

По многолетней традиции в мае 2018 года клубом «Агама» была организована экспедиция в Койтендаг.

Цель поездки: восхождение на высшую точку Туркменистана вершину Айрыбаба (3139 м), посвященное Дню Победы 9 мая и Дню Конституции и Государственного флага Туркменистана. А также поход и исследование нового плато Динозавров и посещение одной из пещер Койтендага.

Забегая вперед, сразу хочу сказать, что план поездки был выполнен на 100 % во многом благодаря помощи и поддержке сотрудников Койтендагского заповедника, и в частности Шанияза Менлиева. Спасибо им огромное!

Поездка прошла в период с 08 мая 2018 г. по 15 мая 2018 г.

В составе команды было 11 человек, членов клуба и туристов:

Суворов Вячеслав
Пручкин Валерий
Бельский Александр

Итак, поездка начинается… Прибыв ранним утром поездом в Керкичи, мы загружаемся в машины и, не теряя времени, едем до усадьбы-администрации Койтендагского заповедника, а оттуда сразу в горы, на базовую точку «У бабушки».

В этом году в горах влаги и снега выпало недостаточно, и поэтому мало разнотравья, цветов. Разбив лагерь и сделав все необходимые дела, мы наконец-то ужинаем и поздравляем друг друга с Великим праздником Днем Победы 9 мая, вспоминаем своих родных, воевавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., поем под гитару фронтовые песни тех лет, читаем стихи…

Утро 10 мая 2018 г. встречает нас все усиливающимся ветром, который гонит облака, делая небо то серым, то вдруг голубеющим. Сегодня день акклиматизации – свободный график. Каждый проходит акклиматизацию так, как считает наилучшим для своего организма. Наша молодежь идет в многочасовой и технически сложный поход, кто-то идет просто на прогулку, пособирать травы и полюбоваться местными красотами, а кто-то дежурит в лагере, готовя вкусный обед.

К вечеру ветер настолько усиливается, что уже приходят мысли о том, что если в лагере такой сильнющий ветер, что же завтра будет там – наверху! Небушко затягивается тучами, и временами капает дождь. Да, такого ветра в здешних местах мы еще не видели! Рано расходимся по палаткам – завтра восхождение.

Вот и утро 11 мая 2018 г. Всю ночь сильнейший ветер трепал наши палатки и не стих даже к утру. Небо затянуто серыми тучами. Дааа…

Восхождение начинается рано. Идем общей группой до рощи жимолости, там уже формируются две группы, идущие каждая своим темпом – кто-то быстрее, кто-то помедленнее.

Что радует, на высоте ветер стих, идти не жарко, комфортно. В этом году в подходах к Айрыбабе совсем нет снежников. Обычно мы переходили их в 2-3 местах при подъеме. В этом году снег только изредка клочками под скалами. По пути подъема встречаем группу туркменабатских альпинистов во главе с Зиятдином Базаровым из трёх человек. Они поднимаются вверх в быстром темпе без акклиматизации (были уже здесь в январе и апреле этого года).

Первая наша группа уже наверху, подъем на вершину занял у них около 3 часов. Не теряя времени даром, они начинают спуск к седловине с целью пройти в доль гребня к Северной вершине Айрибаба и взойти также и туда.

Вторая группа, поднявшись на вершину в полном составе, немного отдохнув и сделав традиционные фото, благополучно спускается вниз в рощу жимолости. Здесь делаем привал, пьем чай и ждем ребят с Северной вершины. День сложился. Возвращаемся в лагерь рано, там ждет нас традиционный украинский борщ и отдых. После обеда все разбредаются по палаткам.

Собираемся вместе уже вечером. У нас в группе в этом году два члена нашей команды, впервые поднявшиеся на Айрибабу – Румия Аннаева и Валерий Пручкин. Делаем им шутливое традиционное посвящение в ряды Айрибабинцев.

Все радостные, освобожденные и расслабленные – восхождение прошло удачно, погода не подвела. И вечер проходит у костра с песнями, танцами и шутками. Игорь Кагановский читал замечательные стихи. Звучали песни под гитару Славы Суворова. Завершением вечера, «вишенкой на тортике» стал импровизированный номер под названием «Светлячки», подготовленный Артемом, Иваном и Сердаром. Ближе к полуночи ливанул сильный дождь и мы все разошлись по палаткам.

12 мая нас ждал спуск вниз в усадьбу заповедника. Опять-таки по традиции пофотографировались на Дереве Дружбы, собрали и просушили свои вещи и палатки после ночного дождя. И — вниз.

Спасибо, дорогая наша Айрыбаба, что допустила и отпустила нас! А ночью над Койтендагским хребтом вовсю грохотало и сверкали молнии, разразился еще более сильный ливень. Как же вовремя мы спустились в цивилизацию!

13 мая 2018 г., отдохнувшие и посвежевшие, мы выезжаем в долгую поездку на весь день. Нас ждет Роща Унаби, Пальван-камень, Святое место Кырк-гыз, новое Плато Динозавров, тысячелетняя чинара в поселке Койтен, озеро Койтен и…манты. Все эти места мы с восторгом и посетили.

Особый рассказ про новое плато. Оно находится в 2,5 км от широко известного Ходжапильского Плато динозавров. Нас подвезли к подножию горы, и мы начали свой 5-километровый подъем на новое плато. Тропа вела нас все выше и выше, сначала по пологому плато, где вовсю разрослась полынь, а затем уже через настоящий арчовый лес. Погода менялась, то шел дождь, то он стихал. И наконец-то на высоте 1800 м мы достигли до цели.

Как сказал нам Шанияз, таких плато там три. Мы дошли до нижнего. Все в восторге! Изучаем следы предполагаемых динозавров. Они, конечно, не такие четкие, как на известном Ходжапильском, но тоже интересны.

Есть след, отдаленно напоминающий след человеческой ступни. Мы сделали фото, где для сравнения наш Артем, имеющий 49 размер обуви, поставил свою ногу рядом. Так оттиск ступни на камне гораздо больший! Излазив плато, нафотографировавшись в цветущих рядом луках, начинаем обратный теперь уже 5-км спуск вниз до ждущей нас машины. Возвращаемся в усадьбу уже к 22.00 часам. День удался.

14 мая 2018 г. нам преподнес посещение пещеры Тязе Чарва и Соляной шахты. Пещера Тязе Чарва находится в 5 км южнее поселка Койтен в ущелье Найча.

Поднявшись на машине по горному серпантину вверх к Базе «Водоканала», начинаем 2,5-км пеший подъем вверх, чтобы подойти поближе к полочке ущелья, где находится пещера. А вот и пещера! Она находится на высоте около 1500 м.

Пещера Тязе Чарва

Пещера небольшая, имеет несколько залов, где можно спокойно передвигаться во весь рост. Исследуем ее. Красота сталактитов и сталагмитов, оранжевых «занавесей», разных причудливых «сосулек» вызывает восторг. А гуры — природные каменные чаши, наполненные водой, а капелька кальцинированной воды, прозрачной и застывшей на кончике тонкой «сосульки» сталактита! Чудеса природы!

Возвращаемся к базе «Водоканала» уже по ущелью Найча, где видны местами шурфы старых разработок геологов, гроты и воронки-полости. Далее наш путь на машине пролегал вдоль озерца Кайнарбаба, минуя Койтендагский цементный завод к другому нашему объекту для посещения — Соляной шахте.

Подход к ней имеет прямо-таки марсианский пейзаж – причудливости красного и белого. Шахта широкая и небольшая. Стены, пол и потолок – всё в кристаллах соли. А как красиво растут кристаллики соли – прямо-таки шедеврики природы! Посмотрев шахту, потрогав и даже полизав кристаллы соли (настоящая!), мы выходим из нее, довольные увиденным.

Не спеша, возвращаемся к машине, чтобы, приехав в усадьбу, собрать рюкзаки, подготовиться к завтрашнему отъезду домой, и приехать в наш родной Ашхабад, наполненные замечательными впечатлениями.

Койтендаг становится все более популярным туристическим местом. С каждым годом все больше и больше спортсменов поднимаются на Айрыбабу – высшую точку нашей страны. И это престижно!

Так, в мае 2018 г. на Айрыбабу, кроме нас поднялись еще три группы – группа Пирмедова Гурбандурды в составе 8 человек (тоже агамовцы), группа Зиятдина Базарова из Туркменабата и Батыр Абдуллаев, уроженец Дяневского этрапа Лебапского велаята с сотрудником заповедника.

Наша команда выражает искренние слова благодарности всем тем людям, которые способствовали осуществлению нашей экспедиции, сотрудникам Койтендагского заповедника и лично научному сотруднику заповедника Шаниязу Менлиеву!

Выражаем слова благодарности Председателю Правления клуба «Агама» Котвину Валерию Михайловичу за понимание ситуаций и поддержку!
Всем спасибо, команда!

Елена Курбанова

Фото: Елена Курбанова, Валерий Пручкин

2 комментария к “Здравствуй, Койтендаг”

1. Чореклиев2

Аж завидно! и новые пещеры, однако

2. Дженнета

Очень интересная статья! Спасибо вам огромное! Мы в восторге! Очень хочется покорить нашу вершину Айрыбаба!
    Как с вами можно связаться?