Палеонтологи, словно детективы, восстанавливают события давностью в миллионы лет. По осколкам прошлого, что, бывает, просто лежат под ногами. Как, например, зубы акул во впадине Акчакая в Заунгузских Каракумах. Или раковины древних моллюсков в котловине Еройландуз в Бадхызе.
Собирая данные, осваивают даже доисторическую дактилоскопию. Ведь древние обитатели смогли оставить россыпи отпечатков пальцев и целых лап на самом надежном носителе — камне.
Слоны в горах или динозавры на берегу океана?
В горах Койтендага в Туркменистане у можжевелового редколесья выше отметки в тысячу метров есть каменное плато. Его вдоль и поперек пересекают дорожки следов. Отпечатки довольно крупные — диаметром в десятки сантиметров.
По легенде следы оставил караван слонов из дальних стран, принадлежавший благочестивому старцу. Местность так и назвали «Слоны Святого» — Ходжапиль.
Однако, ученые сделали вывод: следы принадлежат доисторическим ящерам – динозаврам. «Оттиски» прошлого повзрослели на 70 миллионов лет. Ныне палеонтологический памятник известен, как Плато динозавров.
Экскурсанты, посещающие плато, теряются в догадках, как динозавры могли оставить отпечатки на твердой скале. Кто-то даже полагал, что была не успевшая затвердеть лава, хотя, по ней не сделать и шага. И скала с отпечатками – не вулканический базальт, а осадочный известняк.
Вулканов здесь в те времена не было, как и самих гор, и камня. А был… ил на дне мелководной лагуны у берега доисторического океана Тетис.
Как оставить след на камне?
Ученые считают, что койтендагские динозавры паслись на побережье и оставили следы на илистом дне мелководья. Отпечатки затем перекрыли поздние отложения. Под их весом пласт спрессовался в камень — известняк.
Через миллионы лет тектонические силы смяли осадочные отложения в циклопические складки. Вырос хребет Койтендаг — ныне самые высокие в Туркменистане горы.
Интересные отпечатки также найдены на скалах Гяурлинской гряды в Западном Копетдаге. Они гораздо моложе койтендагских, возрастом «лишь» в 4-2,5 миллиона лет. Динозавры к тому времени давно вымерли, а отпечатки копыт и лап оставляли джейраны, архары, волки, гиены и леопарды.
Интересна четко выбитая на увесистом валуне цепочка следов доисторического верблюда. Палеонтологи считают, что он мог быть предком современного верблюда, коих и в наши дни можно встретить на просторах пустыни Каракумы.
Механизм «снятия» отпечатков здесь подобен кугитангскому. На месте копетдагской гряды тогда располагались заливы Акчагыльского моря. Затем оно отступило и ныне стало морем Каспийским.
Часы в печи или миллионы лет под землей
Еще один раритет, связанный с отпечатками лап животных, относится к минувшему тысячелетию. Следы туркменского волкодава — алабая сохранились на поверхности трех древних кирпичей. Их в 2017 году обнаружили в городище Шахрислам в песках к северу от современного города Бахарден исследователи из Института археологии Академии наук Туркменистана.
Следы алабая оставлены на мягкой глине, как и отпечатки доисторических динозавров и верблюдов. Но отвердели уже не благодаря природе, а в печи средневекового ремесленника. Гораздо быстрее, чем те миллионы лет, пока пласты осадков слежатся в известняк.
Есть мнение, что такие кирпичи производились как талисманы. Уже тогда, в XII-XIII веках изображения алабая считались оберегом.
Вновь погрузимся в мир преданий. Крылатый конь летит над вершинами и, ударив копытом по скале, оставляет след… Эту легенду о коне Дульдуле вам расскажут в живописном копетдагском горном селе Нохур. И покажут «след коня» на каменных плитах.
Отпечатки на камне и легенду про них можно услышать и в урочище Мезетли на горе Хасардаг. Это предание связывают с именем благочестивого старца.
Древние отпечатки рассказывают о силах природы и человека, науке и вере в чудеса. «Страницы» каменной летописи уводят далеко в прошлое.
Олег Винокуров
В прошлом году исследователи из Института археологии АН Туркменистана в городище Шахрислам, что к северу от Бахардена, обнаружили интересную находку. На поверхности трех кирпичей прекрасно сохранились следы туркменского волкодава алабая.