Поездки на участки Копетдагского заповедника в полевые сезоны идут по заведенному порядку. Подъём до рассвета, в семь утра уже поднимаемся по горной тропе, весь день ведем наблюдения. Вечером возвращаемся в кордон заповедника – приют для человека в мире дикой природы.
Встреча на Мурзедаге — фейсконтроль у архаров
Та недельная поездка была сосредоточена на ключевом участке Мисинёв. Здесь изучали дендрофлору хребта Мурзедаг.
В один из дней наша группа возвращалась «домой» на ночлег по одной из троп. Усталость взяла своё, шли молча. Вдруг тишину нарушило тихое блеяние. Замерли – оно повторилось. Звук шёл снизу, из ущелья. Подойдя к краю крутого борта каньона, увидели внизу пять неясных силуэтов. С высоты они казались тёмными пятнами.
Это были две самки и три детёныша горного барана, которого ещё называют архаром. Животные поднимались по противоположному склону, высотой более пятиста метров. Засекли время. Ровно через двадцать минут группа копытных присоединилась к ожидавшему их наверху стаду.
Горные бараны не сразу ушли за хребет, а остались стоять напротив, через пропасть ущелья. Казалось, рассматривают и изучают людей, будто понимают, что мы не представляем опасности. Через какое-то время архары зафыркали и продолжили путь. Мы ещё долго смотрели им вслед.
Возможно, бывая в горах с научными целями, мы попадались на глаза копытным, были всегда безопасны для них со своими биноклями и блокнотами. И сейчас прошли своеобразный «фейсконтроль» от архаров. Такой визуальный контакт удивил, почувствовали себя частью природы.
Гюрза на пути — опасное дно каньона
Еще одна запомнившаяся встреча произошла на пути к бивуаку на кордоне Копетдагского заповедника. Было это на ключевом природоохранном участке Гермаб.
Солнце в горах садится быстро, путь неблизок, нужно спешить. Спустившись в ущелье, наша группа подошла к речке Секизяб. Здесь на самой тропе обнаружили спящую змею. Это была ядовитая гюрза немалых размеров. Чтобы обойти окольным путём, пришлось бы обратно карабкаться вверх, для чего нужны силы и время. Сил у нас уже не было, да и время поджимало.
Решили потревожить змею – брызгали на её водой. Никакой реакции не последовало. А, вообще, жива ли она? Опасаясь неожиданностей, я отошла подальше. Мой коллега по полевой работе попросил быть внимательной, рядом могла оказаться другая рептилия.
Оглянулась, и мой взгляд упал на еще одну змею! Ядовитый щитомордник был всего в метре от нас. Напарник его не видел, я решила действовать наверняка. Осторожно протянув руку, резким движением оттолкнула коллегу в сторону. Щитомордник тут же ушел в воду и поплыл по течению речки. Эти рептилии проворны на суше и в воде.
После такого по дну каньона идти уже не хотелось. Не знаю, откуда взялись силы, но мы полезли обратно на склон, оставив в покое
затаившуюся гюрзу.
…Змеи многим кажутся устрашающими. А ведь они, на деле, сами боятся людей. Едва завидев и учуяв человека, змея обращается в бегство или затаивается. Потревоженная, особенно, если случайно наступите на ее, обороняясь, может укусить. Но никогда не нападёт первой. Кстати, змеи приносят пользу, поедая грызунов и насекомых-
вредителей.
Мысли о неожиданных копетдагских встречах
После таких неожиданных встреч все под впечатлением от увиденного. Идем молча, «переваривая» урок матушки-природы. Изрядно уставшие, но довольные результатами, возвращаемся на бивуак.
После ужина за пиалой чая воспоминаем о других горных историях. Мало просто любить природу, нужно её знать и бережно относиться. Возможно, когда-нибудь животных не будет пугать присутствие человека, который искренне желает, чтобы природа не скудела.
Гульджамал Курбанмамедова,
лаборатория экологии, лесов и пастбищ НИПРЖМ