Воздушная блокада Манаслу прорвана, альпинисты улетают

30 сентября стало известно, что воздушная блокада Манаслу прорвана. Погода пришла в норму, с местными протестами разобрались и вертолеты снова доставляют альпинистов в базовый лагерь Манаслу и обратно.

Ками Рита Шерпа, справа, готовится сесть в вертолет, чтобы отправиться в Манаслу. (фото: Ками Рита Шерпа)
Ками Рита Шерпа, справа, готовится сесть в вертолет, чтобы отправиться в Манаслу (фото: Ками Рита Шерпа)

“Проблема с полетами вертолетов в Самагаон решена”, — подтверждает Дава Стивен Шерпа из Базового лагеря. “Кроме того, со вчерашнего дня погода была ясной и солнечной, и многие альпинисты уже вылетели в Катманду”.

Что произошло с вертолетами на Манаслу?

Более, чем сотне альпинистов, планировавших вернуться со склонов Манаслу в Катманду, пришлось ждать. 26 сентября прошла информация, что местные жители препятствуют полетам вертолетов. Люди жалуются, что им отказывают в перевозках воздухом в случае травм или болезней в то время, как альпинисты пользуются услугой без ограничений.

Большинство восхождений на Манаслу состоялись 25 сентября. Альпинисты воспользовались недавно проложенным маршрутом до того, как на этой неделе на гору обрушится непогода. Почти все, кто поднялся на вершину за последние три дня, остались в базовом лагере. Им приходилось ждать или спускаться треккингом.

Большая часть района Манаслу, граничащего с Китаем, является запретной зоной. Это затрудняет получение разрешения на воздушные перевозки. Также иностранцы должны платить за разрешение на треккинг.

Местные власти в окрестностях Манаслу требуют, чтобы деревни региона были выведены из этой запретной зоны. Иначе готовы запретить посадку вертолетов на неопределенный срок.

Огромный базовый лагерь Манаслу в 2024 году (фото: Seven Summit Treks)
Огромный базовый лагерь Манаслу в 2024 году (фото: Seven Summit Treks)

Окружная администрация в Горхе опубликовала открытое письмо с просьбой удовлетворить требования местных властей.

Ограничения были введены во время конфликта 1959 года в китайском Тибете. Но тот конфликт давно закончился, а ограничения остались. Большинство населенных пунктов в муниципалитете Цум-Нубри изолированы вдали от медицинских учреждений и даже дорог.

Ограничения означают, что вертолетным компаниям для полетов требуется специальное разрешение. На его получение могут уйти дни, это не выгодно владельцем вертолетов и проблемно для местных жителей, нуждающихся в медпомощи.

Еще одно требование — разрешить вертолетам, которые высаживают иностранцев на гору и возвращаются пустыми, забирать местных жителей на обратном пути.

Армейский вертолет спасает больного жителя деревни (фото: Раджендра Баджгаин)
Армейский вертолет спасает больного жителя деревни (фото: Раджендра Баджгаин)

Выдача разрешений входит в компетенцию Управления гражданской авиации Непала (CAAN) и Министерства внутренних дел.

Два года назад испанский альпинист Алекс Тикон возвращался со склонов Манаслу на вертолете. По пути они подобрали роженицу во время остановки для дозаправки в Самагаоне. Она родила ребенка в вертолете.

Препятствия полетам не создали опасности альпинистам в базовом лагере. К счастью, никому там не была нужна эвакуация. Большинство из альпинистов всё равно планировали провести несколько дней в базовом лагере из-за приближающегося шторма.

Дава Стивен отмечал, что некоторые из его клиентов отдыхают в базовом лагере, в том числе бегуны Тайлер Эндрюс и Крис Фишер, а другие решили спуститься в деревню Самагаон и подождать там. Также был вариант спуститься в деревни ниже, где препятствий полетам не было.