Надежда о первовосхождении на таинственный пик 4818

Надежда Оленёва рассказала подробности об августовском первовосхождении российской женской команды на пока безымянный пик в 4818 метров в горах Памиро-Алая у верховьев реки Дукенек. Ориентировочно сложность пройденного маршрута команда оценила в 5Б. В команду вошли Марина Попова и Мария Дюпина из Красноярска, Надежда Оленёва из Перми. Итак, отчет Надежды Оленёвой:

Впервые увидела эту гору в отчёте горных туристов группы Сергея Романенкова. Непройденные стены вершины 4818. Игловидный гранитный пик, совсем недалеко от Каравшина и никто на него ещё не поднимался!

Пик 4818

Для правильной цели всегда находятся средства. В осуществлении проекта нам с Машей и Marina очень помог грант Grit&Rock Марии Гордон, присуждаемый экспедициям женских команд. И мы отправились в Каравшин, а оттуда в соседнее ущелье — Дукенёк, в котором находится «наша» гора.

Встали пораньше, собрались и ещё час ждали, когда придут наши лошадки. 160 кг груза, включающего снаряжение и еду самим нам было не унести. Переход предстоял долгий и по жаре. Сначала перевалили два перевала в ущелье Орто-чашма и затем начали подъем в его верховья.

Выше развилки речек, по ущелью Дукенёк ходят редко. Обычно все поворачивают в ущелье Ак-тюбек и идут в Ляйляк, даже наши погонщики не знали дорогу. Хорошо, что пастух из местного коша подсказал, где лучше переправиться через реку, и что в верховьях есть ручьи с чистой питьевой водой. День нашей переброски из ущелья Каравшин в Дукенёк был последним днём погодного окна. В этом году погода нас совсем не баловала. Из 3.5 недель в горах, лишь одна была с хорошей погодой.

Маршрут восхождения

Обустроили базовый лагерь и на следующий день отправились искать подходы и саму «нашу» гору. Нашли не сразу. Видимо, от большого количества сил и рвения, пробежали нужный поворот на боковой ледник. Спустя часа полтора поняли, что идём не туда. Вовремя вернулись и, оставив заброску уже на нужном повороте, пошли отдыхать в базу.

Прогнозы печально обещали дожди день за днём. Каждую ночь, с наступлением темноты мы видели звёзды, а каждое утро — яркое солнце. Но в два часа дня начинался дождь, хоть часы сверяй. Мы уже не надеялись лезть в хорошую погоду, но выжидали день, в который будет поменьше осадков.

Спустя два дня сидения в штурмовом лагере, наше женское чутье и нетерпение, а также стремительно заканчивающиеся продукты подсказали, что пора лезть.

Вышли рано, чтобы уже с рассветом размотать веревки и постараться пролезть как можно больше до тех самых двух часов дня, когда пойдет дождь. Но стрелки небесных часов сбились, и дождь, вернее снег, пошел в 9 часов утра. Мы были близки к фиаско, и даже порой закрадывались мысли о дюльфере здесь и сейчас. Мысли озвучивать никто не решался, продолжали лезть.

На маршруте

Через час снег прекратился и показалось солнышко. Ух, выдохнули! На большой полке в середине стены перед ключевой веревкой мы с Машей поменялись, но спустя полчаса снова начался снег, уже мокрый. Промокли. Снег закончился, высохли и даже успели понаслаждаться лазанием. Вечером опять пошел снег уже с ветром.

Забавная штука — наши ожидания. Они ключ и к восприятию, и к конечной оценке происходящего. Когда знаешь, что будет ж..па, ты ее ждёшь и она не кажется такой уж ужасной. Сил придавало желание сделать то, к чему так долго идёшь и классная стена нашей гранитной горы.

Про маршрут: нижняя часть, до большой полки — не сложное лазание, затем начинаются ключевые веревки. Около 50 метров ИТО, затем две веревки V-VI лазания по монолитным, чуть лежачим щелям. А дальше изюминка — траверсы в поисках рельефа, сначала направо, затем налево. Вылаз на крышу по навесающей щели и внутренний угол, который мы лезли уже по обледенелым скалам с замёрзшими френдами. Рельеф на маршруте интересный и монолитный. Исключение составляет участок ИТО, он идёт по гудящим нашлепкам и отщепам.

Марина Попова, Мария Дюпина, Надежда Оленёва

Вершина 4818 метров (пока без названия). Маршрут ориентировочно 5Б категории сложности. Перепад высот 550 метров 1020м, VII+ (UIAA), 6b+/6c (fr), A3 (50m), ED/ED+ Протяженность стенной части 620 метров + 400 по гребню.

На гребень вылезли к 7 вечера, а в 8 часов наблюдали красивущий закат из палатки, а после — звездное небо. Всё, как по расписанию.

Утром за 2.5 часа прошли 400 метров гребня и в 10.00 были на вершине. Спуск на первовосхождении, как часть маршрута, никто о нем заранее не расскажет. Спускались по самому короткому пути — на перевал Тро-блок. Получилось около 10 дюльферов по гребню с небольши подлазом на жандарм. К 15 часам были на леднике счастливые, что успели до начинающегося дождя. А ещё потому, что на леднике нас встречал Денис Прокофьев с горячим сладким чаем! Поддержка так важна, и мы ее чувствовали, это помогало!

Надежда Оленёва

Женская команда первой поднялась на безымянную гору