Попытка Huayna Potosi или знакомство с коммерческим альпинизмом

Так случилось, можно сказать, волей судьбы, в начале февраля 2022 я оказался в Боливии, немножко поработать. Когда самолет заходил на посадку, в иллюминатор увидел очень красивую снежную гору, которую метко идентифицировал как Уайна-Потоси, 6088 м, самый легкий шеститысячник в мире.

Ну, думаю, работа не волк, нужно пробовать. Самолет приземлился в аэропорту Эль-Альто на высоте 4000 метров над уровнем моря, которого в Боливии нет, зато есть озеро Титикака, залегающее на высоте 3800 метров. И, если мерить от уровня Титикаки, то аэропорт всего то на высоте 200 метров. Из аэропорта я спустился в город Ла-Пас, залегающий (ой как слово понравилось!) в древнем кратере еще более древнего супервулкана, в отель на пять боливийских звезд, на высоту 3400 метров над уровнем моря, или -400 метров под уровень Титикаки, где немедленно начал страдать от горной болезни и смены часовых поясов, залегая в кровати. Дня через два, когда у меня исчезла одышка от чистки зубов, я направился в даунтаун Ла-Паса (на канатной, будьте любезны, дороге, которая там вместо метро) в поисках конторы, которая сводит практически инструктора альпинизма ФАР на новую для него высоту над уровнем Титикаки и мирового океана.

У меня с собой из альпинистского были только ботинки, поэтому вариантов особо не было. Нужно было снаряжение и какая-то команда. Зайдя на Ведьмин Рынок (да-да, именно рынок для ведьм, со всякими сушеными девственницами и лягушками, будьте здрасте!) я обнаружил много туристических конторок, и, вновь отдышавшись, зашел в одну из них. Меня уверили, что я, заплатив известную сумму в неизвестных мне боливианах, легко и играючи взойду на вершину Уайна-Потоси, не смотря на сезон дождей (а наверху – сезон снегопадов), благодаря опытным гидам, немного даже говорящим по-английски. Ну, ништяк, думаю, так как по-испански я знал только буэнос диас и мог посчитать до пяти. А слово извините, которое по-испански звучит, извините, пердон, произносить до сих пор не могу в следствии врожденной интеллигентности.

Вобщем мы договорились на ближайшие выходные (тур – двухдневный! Привет, эльбрусские гиды!))). Ведь пять дней проживания на высоте 3400 метров – это вполне достаточная акклиматизация для шеститысячника, если, конечно, пить достаточно местной фернетты и верить в себя.

Наступила суббота, приезжаю я утром в офис. Стоит моя «команда». Один бразилец, один несовершеннолетний аргентинец, одна несовершеннолетняя аргентинка, одна совершеннолетняя аргентинка и немка Ребекка. Все в альпинизме в первый раз, и я, полукалека после моего перелома ноги, которую я сломал еще в ноябре, почти пройдя 800-метрову стену Коазой-Лоама, но сорвавшись в каких-то 790 метров от цели, перед этим отломив подлую зацепку, и падая потом без единого крюка, а по достижении наклонной поверхности катясь мимо ржущего Кожунова в кусты.

Вобщем команда огонь, почти Dream Team. Дали нам одежду, снаряжение, посадили в микроавтобус, и повезли в горы. Нормально по-английски могла говорить только Ребекка, поэтому мы сразу с ней подружились.

Ехать было недалеко, но из-за плохих дорог очень долго. В окошко наблюдались ламы и альпаки. А может, альпаки и ламы. До сих пор не могу понять кто из них кто, но, конечно, всех их люблю.

Попытка Huayna Potosi или знакомство с коммерческим альпинизмом

Довезли нас до перевала 4700, откуда мы дружной командой стартовали к хижине 5100, не сильно спеша. Погодка была не айс, начиналась снежная крупа. Мой план был таков – если нога будет сильно болеть и я начну тормозить группу, то на вершину не пойду, буду ждать в хижине. Нога болела, я хромал, но почему-то все время оказывалось, что остальной весь южно-американский и немецкий народ умудрялся идти еще медленнее и садился при малейшей остановке. Ну, думаю, ничего страшного. Шеститысячник то самый легкий вроде как.

Ближе к хижине, когда началась конкретная метель, я отпросился у гидов и погнал наверх, так как от медленного темпа начал совсем замерзать. Достигнув рефьюджио, а по-нашему – хижины, я зашел внутрь и забил самое козырное спальное место. Позже добрел народ, а ближе к вечеру гиды накрыли стол и накормили нас почти как в ресторане. Ну, думаю, коммерческий альпинизм это тоже, в принципе, наверное, можно. За ужином я поведал всем (Ребекка переводила с английского на испанский) насколько я крутой альпинист, потому что почти погибал в лавине и сломал ногу. Все были впечатлены. К вечеру развиднелось, и все погнали фотаться.

Подъем на следующий день намечался в двенадцать ночи (ахах). Паренек из Бразилии и другой паренек из Аргентины мудро решили не ходить на вершину, а пострадать лежа на кроватях. Остальных несчастных распределили по гидам. Три связки, в каждой гид. Я попал в связку с Ребеккой, так как только она понимала, что я там лопочу. Связали нас статикой диаметром 7,5 мм, дали кошки и ледоруб. И все. Ни буров, ни кордалетов. Ну что ж, если никуда не падать, то, в принципе, безопасно. Выдвинулись в час ночи, с фонариками. Пошли по легким, но сильно обледенелым скалам. Кошки одевать не разрешили, пока не дошли до ледника. И правильно, ведь об скалы их можно затупить. Главное, не подскальзываться, тогда все безопасно.

Попытка Huayna Potosi или знакомство с коммерческим альпинизмом

Потом шли вверх по глубокому снегу, иногда перепрыгивая через трещины. На высоте 5500 гиды нам сказали, что снега слишком много, и на вершину Уайна-Потоси идти не надо из-за большого количества снега и высокой вероятности схода лавин. Никто спорить не стал, всем было очень хреново от высоты и усталости. Видимо, на то и был расчет.

Я уточнил, когда гиды были на вершине в последний раз, но они умело ушли от ответа. Видимо, они не могли знать, что в разгар сезона дождей наверху много снега, как и наши коммунальщики не всегда знают, что зимой приходит зима.

Вниз меня поставили первым в связке, и мы погнали, кто прыгая через трещины, а кто и хромая по снежным мосточкам.

Попытка Huayna Potosi или знакомство с коммерческим альпинизмом

В хижину вернулись еще затемно, поели, подхватили болезных и поспешили вниз на перевал, где нас ждал микроавтобус.

Что ж, в целом Анды мне понравились, коммерческий альпинизм – не очень. А чтобы ходить высокие горы, нужно