Ратмир эмоционально о 6Б в двойке на пике 4810

Двойка альпинистов за 6 недель летней экспедиции прошла четыре маршрута категории сложности 6Б. Александр Парфёнов и Ратмир Мухаметзянов поднимались на Аксу, два раза на 4810 и первопроход на практически пятитысячник Сварог в Ашатском ущелье. Столь сложные маршруты они нашли в регионе Каравшин, в Гиссаро-Алае, Киргизия, заслуженно считающийся «районом мастеров».

Александр Парфёнов и Ратмир Мухаметзянов
Александр Парфёнов и Ратмир Мухаметзянов

Ратмир Мухаметзянов об этой экспедиции: Было 6 комплектов крюконог, 75 карабинов, 5 динамических верёвок, половина баула сублиматов и множество петель всех длин и расцветок, а также магнезия, шлямбура, пробойник, комплект буров, скайхуки, новая платформа и ледовые молотки. Не то, чтобы это был необходимый запас для экспедиции, но если собрался в поездку с Парфёновым, надо быть готовым ко всему.

Единственное, что вызывало у Ратмира опасение — это спасодеяло вместо палатки. Нет никого более замерзшего, измотанного, злого и беспомощного, чем альпинист, переживший холодную ночёвку, считает он.

Приводим подробный рассказ об одном из этапов экспедиции — маршруте на пик 4810 (он же пик Одесса), эмоционально насыщенный и изобилует подробностями. Ратмир Мухаметзянов рассказывает:

Как часто вы ходите 6Б в двойке? У меня были смешанные чувства, точнее сказать, критические мысли по поводу многоуровневой оценки данного норматива на мастера спорта международного класса.

Первый раз, когда услышал об этом, решил, что жесть какая-то. То есть, в принципе, 6Б — это «ой» как тяжело, а если идти в двойке — ну совсем *** «нехорошо». Время шло, моё оценочное мышление развивалось параллельно с фантазией. «А что тут такого? Лидер лезет, как лез бы при наличии ещё трёх-четырёх других участников команды» — подумал я.

6Б в двойке на пик 4810

«А ведь правда, тяжелее только второму: груз, страховка, снятие точек — всё ложится на него, а лидер делает своё дело, как раньше». Это было мое второе заблуждение.

И великая истина снизошла на меня, когда я пролетел 10 метров на местный крюк, вщёлкнутый «да пусть будет», а мои подогнутые ноги не достали всего 15 см до полки, на которой стоял удивленный Саша. Вот именно тогда я понял, насколько большая нагрузка приходится на тело, сознание.

6Б в двойке на пик 4810

6Б в двойке — это интересная цель, проверка себя на самой сложной категории альпинистских маршрутов в малой группе. К тому же, это является одним из обязательных пунктов для выполнения норматива МСМК (Мастера спорта международного класса).

Маршрут Русяева на 4810 (он же п. Одесса) считается лазовым, некоторые легендарные личности проходили его свободным лазанием (к примеру, Линн Хилл в 1995 году). Официальное название маршрута в классификаторе — по «зеркалу» Западной стены. Перепад высот — 1160 метров, а протяженность маршрута — больше полутора километров.

6Б в двойке на пик 4810

За первый день мы преодолели около 700 метров по стене и заночевали на хорошей полке со снегом. Ещё одна отличительная особенность маршрута — обилие полок под палатку, а это значит, что можно не тащить восьмикилограммовую платформу.

В первый день мне хотелось лезть всё свободным лазанием, но один карниз так и не удалось пролезть по мокрым зацепам. Около часа потратил на поиск расклада и высушивание маленьких неровностей, но в итоге решил, что наше время дороже чистого пролаза.

6Б в двойке на пик 4810

Второй день преподнёс сюрприз в виде двухсотметровой стены однотипного, монолитного рельефа с крайне редкой страховкой — и я такое совсем не люблю. Давайте поясню: в основном это было лазание с очень сложным ориентированием, зацепы представляли собой крошечные изгибы скалы на рельефе, щелей нет, внутренних углов нет, карнизов нет, куда двигаться непонятно. «Да ***! «блин» » Иногда помогали местные ржавые шлямбура.

Под конец второго дня я очень устал, поменялись с Сашей. Он доИТОшил какой-то мокрый, нависающий внутренний угол с шелухой вместо монолитного гранита (всё, как он любит), на котором под вечер ещё и прибавилось воды («радостные» эмоции так и переполняли Сашу). Нашли «роскошное» место под палатку, ¼ которой свисала с полочки, поэтому мы спали в системах, а палатка была привязана к станции. Впервые в жизни мне искренне хотелось спать в системе.

6Б в двойке на пик 4810

Третий день увенчался успехом, долезли до вершины налегке и поехали вниз. Конечно же, остатка дня не хватило, чтобы полностью спуститься и пришлось снова спать на стене… И если честно, мы такие раздолбаи, что пролюбили мой фонарик. И всё бы ничего, но вы пробовали выбить три якоря, стоя в одном шлямбуре на 8 мм в полном мраке? Когда на ощупь пытаешься понять, где это *** «чёртова» дырка у этого *** «чёртового» якоря? И ты, владея всеми возможными способами управления скальным молотком, пытаешься попасть по нужной части якоря, матерясь во весь голос. Это первая стадия нирваны. В темноте мы нашли полку со снегом, установили палатку, улеглись, выспались и следующий день посвятили возвращению в лагерь к друзьям.

Вот такая выматывающая 6Б в двойке.

Ратмир Мухаметзянов
фото: Александр Парфёнов

Чемпионский маршрут 6Б на Аксу Северная. Как это было