5 октября 2019 года в национальном парке Самарская Лука состоялись соревнования по альпинизму в классе «скальный», проводимые Федерацией альпинизма Самарской области. В очередной раз соревнования были приурочены ко Дню памяти альпинистов, которых с нами уже нет. О Дне памяти я еще упомяну ниже.
Соревнования же проходили в формате марафона: команды из двух участников — один лезет, другой страхует — в квалификационном раунде, который продолжается первый день с утра до вечера, должны пролезть максимально возможное количество трасс из списка предложенных.
Трассы разной категории сложности, в зависимости от сложности назначается разное количество баллов за пройденную трассу. В конце дня подсчитывается общее число набранных баллов и определяются финалисты — три команды, набравшие наибольшее количество очков. Всё просто!
На соревнования заявились две команды из Пензы — «Купцов-Соловьев», «Чуваев-Лимонов» с устоявшимися консервативными названиями «Лайки» и «Терракот», соответственно. Также была смешанная команда «Туда-сюда» из альпинистов из Пензы и Самары: Макса Строчкова и Марины Скотниковой.
Мы прибыли на стоянку постоянного пребывания пензенских альпинистов и им сочувствующих ночью в пятницу. Уже было темно, но еще по пути на стоянку можно было понять, что мероприятие немалое по масштабам. Уже во всю играли гитары, горели костры и залихватски общались люди — по всей видимости, заядлые туристы, которые на следующее утро должно были превратится в альпинистов-скалолазов. Этого не произошло, вернее превращение произошло, но не со всеми.
Дело было в том, что Самарская лука — это красивейшее место на берегу Волги. Сюда тянутся люди, чтобы провести время на природе. Я, Максим Чуваев был здесь впервые, но у меня сложилось ощущение сходства по духу этого мероприятия со слетом туристов во вторые выходные апреля на берегу Суры. Даже названия в целом совпадают — «День памяти» и «Слет памяти [Стрита Голубцова]».
Уже за полночь на наши стоянки прибыли еще люди. Ими оказались знакомые нам Макс Купцов, Саша Соловьев, Артем и Паша. Стали устанавливать бивак, расчехлять бутылки с разными темными жидкостями, в общем, единиться с окружающей обстановкой. Альпинизмом пока не пахло, но стоило дождаться утра — мы разложили палатки, попили чаю и легли спать.
Пензенские стоянки. Начало
С утра оказалось, что ночью и утром пензенская стоянка пополнялась еще не раз. На явно рукотворных холмиках высотой 5-7 метров выросли палатки, в которых наверняка были люди. Теперь в лучах утреннего солнца я увидел скальный массив и мое первое ощущение от увиденного можно передать фразой «Видимо, я еще не готов к скалам. Я же даже не вижу зацепки: ни красных, ни синих, ни зеленых! Как тут можно лазать!?».
Погода в Самаре обещала быть отличной — +20 градусов, хоть и с ветром. Мы позавтракали и побежали заявляться на соревнования.
Альпинизм. Скальный класс
Многие знакомые и малознакомые люди действительно превратились в скалолазов, что в итоге вылилось в 14 команд-двоек. Традиционно в соревнованиях принимают участие представители альпинистских клубов Самары, Тольятти, Пензы. Также были представители Москвы и Уфы.
Жеребьевка помогла определить приоритет выбора первой трассы. В связи с тем, что я принимал участие в соревнованиях по альпинизму в скальном классе первый раз, т.е. мне первый раз нужно было пролезть «полверевки» на реальных скалах, мы выбрали самую легкую трассу категории 5b с названием «Скоморох».
Мы выбрали технику «простых скалолазов», т.е. не стали применять всех альпинистских приспособлений типа жумара, фиф, крюконог и крюкорук и пр. На самом деле у нас почти ничего из этого не было, а мы просто хотели полазать на оборудованных для скалолазания скалах в свое удовольствие.
Саша обещал «забежать» на простую трассу. Я ему верил, так как он далеко ни в первый раз был на Верблюде, и является хорошим боулдеристом. Ну а вторым лезть не так страшно, так как страховка с надежной станции всегда лучше нижней страховки. Саша не так быстро пролез первую трассу, видимо ему тоже надо было адаптироваться с боулдера в зале на камни на скале. Но он достаточно уверенно пролез Скомороха, встал на станцию и стал «принимать» меня на ней.
Пролаз уже первой трассы дал мне почувствовать что такое скальный рельеф. Не то, чтобы я раньше не лазал. Мне доводилось преодолевать простые скалы при прохождении альпинистских маршрутов, но процент лазанья на маршруте был мизерным и несложным, поэтому совсем немного ощущений из того опыта отложилось. А здесь надо было именно лазать и ничего лишнего.
Мы быстро вошли во вкус, выбрали стиль лазанья, который был мне по душе: сложные трассы первым лезет Саша, я страхую. Простые трассы первым лезу я — Саша страхует. Азарт приходит во время лазанья, поэтому мы быстро забыли про Скомороха и переместились на «более интересные маршруты».
Далее приведу список трасс, которые пролезла команда «Терракот» с 10:40 до 18:00:
Скоморох, 5b. Лимонов-Чуваев;
Рукопашный бой, 6a. Лимонов-Чуваев;
Дебри, 5b. Чуваев-Лимонов;
Мангуст, 5b. Чуваев-Лимонов;
Крадущийся тигр, 6b+. Лимонов-Чуваев;
Отшельник, 5b. Чуваев-Лимонов;
Litle boy, 6a. Лимонов-Чуваев;
Manual shift, 6a. Лимонов-Чуваев;
Кукушка, 5c. Чуваев-Лимонов;
Белка, 5c. Лимонов-Чуваев.
Временами, дружественная команда «Лайки» из Пензы работала по соседству.
Из пройденных трасс мне запомнилась «Крадущийся тигр», которую я пролез вслед за Сашей без зависов, смог отдыхать в моменты, когда «забивались» руки. «Litle boy», которая была очень короткой, но прямо по своду штольни — ходу в скале, и с хорошим нависанием. Но самая запоминающаяся — это «Кукушка» с категорией 5с, которую я хотел быстро пролезть, но в итоге потратили на нее 50 минут времени. Кукушка — трасса на всю длину скалы с пологими полками, небольшим зацепами и отсутствием мест для отдыха. Как потом показал итоговый протокол, «Кукушку» никто не жаловал — трасса не была выбрана ни одной командой для прохождения. Она совсем выбила нас из сил.
Мы без особого энтузиазма пролезли последнюю трассу «Белка», а время подошло к окончанию первого для соревнований. Темнело, мы стали собираться в лагерь существенно уставшими.
Большим подспорьем в нашем скалолазном марафоне была поддержка, которую нам оказывал третий участник нашей команды — Лиза. Она приехала с нами посмотреть на скалолазные соревнования. В течение дня она готовила нам с Сашей бутерброды, перекусы, а в конце соревновательного дня, когда однообразность наши передвижений вверх-вниз ей окончательно наскучила, ушла на стоянку и приготовила к нашему возвращению ужин, который мы с большим удовольствием уничтожили. Спасибо Лизе, без перекусов пролезть столько трасс для нас было бы существенно труднее, если вообще возможно.
В итоговом протоколе на конец первого скалолазного дня из 14 команд у нас было почетное шестое место в общем зачете. Уставшие, но довольные, мы радовались, что завтра можно было отсыпаться и больше не лазать. А вот Максу Строчкову с Маринкой Скотниковой это не светило, так как они вышли в финал, в котором, кстати сказать, заняли 3 место. Хороший добротный результат!
День памяти альпинистов. 2019
Вернувшись в лагерь, мы, благодаря Лизе, быстро поужинали. Кто-то сказал, что сбор альпинистов ко дню памяти назначен на 19:30. Место сбора — скалолазный массив рядом с тем, на котором мы пролезли большинство трасс в этот день. Я не знаю, чего ожидать от этого сбора, поэтому просто шел из-за интереса. По пути наткнулся на интересное явление — обогнув кустарник внезапно почувствовал что воздух стал сильно холоднее. Мне пояснили, что из показавшихся штолен — рукотворных пещер в скале — дует прохладный воздух, который откуда-то нагнетается в лабиринт ходов, охлаждается и выходит наружу уже существенно прохладнее. Сначала мне это показалось неприятным, но, чуть удалившись от дующего потока, стало более комфортно.
Место сбора нетрудно было узнать, так как тут было достаточно много народа. Внимание приковывала неглубокая ниша в скале, которая размером походила на уже привычную штольню, которую бросили прорубать сразу после начала. В нише была зажжены свечи и установлены фотографии. На фотографиях, как нетрудно было догадаться, были фотографии тех альпинистов, которые погибли в горах. В ходе мероприятия я выяснил, что часть людей на фотографиях умерли не в результате несчастного случая, а своей смертью, но имели самое непосредственного отношение к истории самарского альпинизма.
Затем вспомнили каждого по фотографии, были сказаны пожелания удачного пребывания всем кто собирается в горы, спеты песни под гитару. Немного погодя стали расходится. Пусть это немного мрачное, но хорошее мероприятие, которые позволяет чтить память тех, кто болел горами, ходил в горы, был напарником, делил радости восхождения с теми, кто еще ходит и будет восходить на горные вершины.
Путь назад, как и ожидается, был более молчаливым. Но по приходе мы вспомнили об одном неотъемлемом действе, которое сопровождало выезды на День памяти — плов!
Пензенские стоянки. Плов
— Макс, когда плов будет готов!?
— Через полчаса!
Спустя полчаса:
— Макс, ну что, когда уже плов будет готов!?
— Через полчаса!
И такие перетолки начинаются с 9 вечера вплоть до полночи, до тех пор, пока плов не покажется из под крышки черного-пречерного казана.
Плов готовит Купцов Максим. Это неспроста. Во-первых, у Макса кулинарное образование. На моей памяти Макс только лишь рассказывает о своих кулинарных похождениях, на деле же он не только не готовит, но даже не ест. А тут такое дело — сразу плов. Во-вторых, только у Макса есть огромный черный казан, который пропадает сразу после Дня памяти и разыскивается лишь накануне Дня памяти.
Плов — это то, что держит в напряжении до самой полуночи, так как раньше он все равно не может быть приготовлен. Уверен, каждый надеется, что в этот раз плов будет приготовлен существенно раньше, поэтому начиная с момента изжаривания мяса кажется, что осталось совсем чуть-чуть, полчаса, но… нет.
Плов — это самое ожидаемое событие вечера в альпинистской тусовке, не только пензенской. На плов стягиваются многие, кто знает и не знает о том, что на пензенской стоянке скоро будет плов.
Некоторые сразу приходят к полуночи. Те, которые видят каждое движение лопатки в жиже казана в течение 3 часов, не выдерживают и съедают что попадется под руку, забивая место в желудке, предусмотрительно оставленное для плова. Плов с 21 до 24 часов — это не еда, это магнит, который притягивает всех, кто знает о нем. Плов притягивает альпинистов, именинников, бардов, старших тренеров, мастеров спорта и людей, причастных к этим людям.
И вот, когда Макс готов, готов и плов. Макс готов разложить плов по любым емкостям, которые появляются из широких штанин собравшегося вокруг костра люда — тарелки, кострюльки, чашки, кружки, большие ложки, всё наполняется пловом. Плова хватит на всех и даже останется на утро, на случай рисового похмелья.
Плов придает колорит всей пензенской стоянке, а организован силами единственного человека не без кулинарного образования.
Поеду ли я еще?
Альпинисту, не избалованному горами, даже такими как Жигулевские горы, Верблюд — это место силы. Скалолазной силы. Путь на Верблюд, с одной стороны, не так близок, с другой — не так уж и далек. Красивейший заповедник, хорошая компания по интересу, спортивное мероприятие — всё как я люблю.
Точно посещу это место в будущем, и обязательно загляну на День памяти, так как воспоминания остались самые позитивные, а это заставляет возвращаться к ним снова.
Максим Чуваев,
фото автора, а также Лизы Комаровой и Ирины Сергеевой
альпклуб «Пенза»
Плов всех притягивает! Особенно рядом с такой скалой
Максим, спасибо за интересный рассказ! А уж скалы и березы в желтом просто класс! Как будто бы побывала там, на земле волжской. И часто неважно, какое ты место занял, а важно, кто ты и какой ты! Как хорошо, что есть люди, которые любят горы, ходят в горы! И пусть мы далеко друг от друга, нас это объединяет. Здорово, что альпклуб «Пенза» имеет такие хорошие традиции, помнит своих ушедших друзей! Новых интересных восхождений и мероприятий! Ждем новых рассказов и фотографий!