Диарея, голод, сломанные ребра — жесть британцев на Памире

Двум пожилым британцам тяжело далась попытка восхождения новым маршрутом на северную стену памирской вершины Патхор, высотой в 6083 метров. 67-летний Мик Фаулер и 60-летний Саймон Йейтс столкнулись с множеством трудных испытаний.

Северная сторона Патхора (фото: Саймон Йейтс)
Северная сторона Патхора (фото: Саймон Йейтс)

Они отравились сублимированными продуктами, обнаружили, что испорчена и большая часть оставшейся еды. Четыре дня недоедали и шесть дней не ели вообще. Вдобавок глубокий снег, неудача восхождения, тяжелый спуск. А еще пять сломанных ребер и два поврежденных позвонка у Саймона. Большую часть снаряжения потеряли, два дня жили на леднике без палатки и с одним спальным мешком. А еще три дня эвакуировались при помощи таджикских спасателей.

Пострадавший Саймон Йейтс рассказал о ходе провальной экспедиции. План состоял в том, чтобы подняться по новому маршруту и, совершив траверс, спуститься по южному склону Патхора.

Патхор — высочайшая вершина Рушанского Памира. Впервые на нее поднялась советская команда, в том числе Евгений Абалаков, по западному хребту в 1946 году. Ленинградская команда из шести человек во главе с Олегом Капитановым в 1975 году первой взошла по северной стене.

Йейтс в первый день восхождения (фото: Мик Фаулер)
Йейтс в первый день восхождения (фото: Мик Фаулер)

Сначала Фаулер и Йейтс несколько дней акклиматизировались в базовом лагере на высоте 3700 метров, сходили на ближайшую вершину в 5400 метров. И решили, что готовы к восхождению на Патхор, которое символично начали 13 июля. Ничего не предвещало.

Диарея не остановила, но задержала

Британцы встали на бивак у подножия северного склона в прекрасную погоду. Но той ночью отравились испорченной сублимированной едой. Потребовалось два дня, чтобы оправиться от диареи и восстановить силы.

Однако, большая часть их сублиматов оказалась просрочена и пришлось отказаться от шести из десятка упаковок, каждая на 800 калорий.

Зная, что придется обходиться половинным рационом на восхождении и спускаться вообще без еды, британские пожилые альпинисты отважно пошли на маршрут.

Все было хорошо, но погода испортилась

Уже на подходах они столкнулись со склонами уклоном в 50-градусов. За три дня маршрута они одолели сложный кулуар переночевали на седловине и пробились к подножию снежного хребта. На следующий день уже надеялись подняться на вершину.

Мик Фаулер на третий день восхождения на Патхор (фото: Саймон Йейтс)
Мик Фаулер на третий день восхождения на Патхор (фото: Саймон Йейтс)

Однако, погода внезапно испортилась, начался снегопад. Но пошли на штурм, надеясь, что прояснится. Ждать не могли, еды уже почти не было.

Вершинный гребень оказался сильно изрезанным, поэтому британцы шли вдоль линии скал ниже гребня. При плохой видимости заблудились и потеряли гребень. Пришлось возвращаться.

Будильник подвел и ЧП на спуске

Переночевав в последнем бивуаке, доели последнюю еду, решили отказаться от восхождения. На спуске ии пришлось два раза ночевать над кулуаром, потому что подвел будильник, а спускаться днем опасались из-за камнепадов.

Наконец, спустились в верхнюю часть кулуара. На третьей веревке ее дернуло, точка страховки — абалаковская петля не выдержала. Усталые британцы не смогли ее правильно закрепить. 60-летний Саймон Йейтс сорвался и пролетел по кулуару около 100 метров. Итог — пять сломанных ребер и два поврежденых позвонка.

Йейтс после попытки восхождения на Патхор (фото: Мик Фаулер)
Йейтс после попытки восхождения на Патхор (фото: Мик Фаулер)

Один спальный мешок на двоих

Каким-то образом Йейтсу удалось продолжить спуск с помощью Фаулера. Часть снаряжения была утеряна. Они добрались до ровного места на леднике на высоте около 4200 метров и Йейтс уже не мог двигаться дальше. Связались со страховой компанией и запросили эвакуацию.

После двух дней ожидания на леднике без еды и с одним спальным мешком на двоих пожилые британские альпинисты стали терять надежду. Мик Фаулер пошел вниз за помощью и через четыре часа встретил команду спасателей, которых привел к пострадавшему напарнику.

Уже была еда и палатка! На следующий день британцы поняли, что вертолет не прилетит. Саймона Йейтса буквально три дня спускали с горы. Трагедия не случилась. Мик Фаулер и Саймон Йейтс даже успели вылететь запланированным обратным рейсом в Великобританию из аэропорта Душанбе .