Через несколько дней шерпы перильной команды «Icefall Doctors» на Эвересте начнут пробивать путь через ледопад Кхумбу. Они откроют дорогу к первому лагерю. Оттуда эстафету подхватит перильная команда «8K Expeditions», которой в этом году доверили провесить перила к вершине.

Лакпа Шерпа, семикратный восходитель на Эверест, основал компанию в 2021 году. Теперь он обычно координирует работу своих команд из базового лагеря.
Пока что сезон 2025 года выглядит даже более жарким, чем обычно. «Уже есть нехватка кислорода и гидов, что говорит о том, что на рынке может быть больше альпинистов, — отмечает Лакпа. — К 20 апреля, когда будет выдано большинство разрешений, будем знать точнее. Не считая носильщиков, только мы задействовали 150 сотрудников в экспедициях на Эверест и Лхоцзе». Он насчитал, что только его фирме в этом сезоне потребуется более 600 баллонов кислорода.
А еще для каждой экспедиции нужно держать в резерве больше десятка шерпов-альпинистов. Альпинисты — люди, и они могут заболеть, поэтому приходится держать дополнительный персонал на случай чрезвычайных ситуаций. Некоторые шерпы-альпинисты совершают несколько восхождений на Эверест за сезон и могут хорошо заработать.
Ожидаемо, что Лакпа поддерживает новые правила в Непале, требующие альпинистам нанимать гидов. Аргументирует тем, что за 14 лет своего опыта заметил, что именно одиночки чаще попадают в несчастные случаи на больших высотах.
Случай с Шилардом Сухайдой, который два года назад поднялся на Эверест в одиночку, без гида и кислорода, и, обессилев, погиб, побудил власти прекратить выдавать разрешения на одиночные восхождения. Теперь одиночки не приветствуются ни на китайском, ни на непальском склоне Эвереста.
8K Expeditions уже не берёт клиентов без сопровождения гида, чтобы свести к минимуму риск несчастных случаев, подчеркивает Лакпа.
А как обстоит дело с Карлом Эгглоффом, который надеется побить рекорд по самому быстрому восхождению на Эверест? Эгглофф планирует подняться без кислорода и поддержки шерпов в сопровождении друга, профессионального гида Нико Миранды, у которого будет кислород. Пока не ясно, как в таком случае будут трактоваться правила.
Улучшенная инфраструктура, логистика, снаряжение, укрупненные команды — всё это сделало Эверест более безопасным. Тем не менее из-за обилия желающих взойти каждый сезон сопровождает череда смертей. Например, в 2023 году на Эвересте погибли 18 альпинистов.

Лакпа знает, что если перильная команда доберется до вершины с опережением графика, удастся поймать больше погодных окон для восхождений. Это позволит лучше развести группы по времени, предотвратив длинные очереди у вершины, которые пользуются дурной славой на Эвересте.
В этом году, по словам Лакпы, есть надежда на более благоприятную погоду по сравнению с прошлым годом, так как полнолуние наступает до 12 мая. Поэтому надеется проложить маршрут к вершине раньше.
Базовый лагерь Эвереста (EBC) с каждым годом становится всё больше. Растет число альпинистов, некоторые палатки обзавелись мебелью и телевизорами, есть больница и даже бар. Всё это — на движущемся леднике, что вызывает тревогу у защитников окружающей среды.
Некоторые предупреждают, что подо льдом в месте расположения базового лагеря Эвереста могут образоваться ледниковые озёра, что опасно непредсказуемыми обвалами. Другие предлагают перенести базлаг ниже в долину. А местные власти пытаются ограничить избыточные услуги, чтобы замедлить неконтролируемый рост базлага.
Многие альпинисты ругались на мусор в высотных лагерях, особенно вокруг четвертого лагеря на высоте 7900 метров. Там остаются пустые кислородные баллоны, рваные палатки и даже трупы.
Команда Лакпы решила транспортировать снаряжение из базового лагеря во второй лагерь на вертолёте. Это поможет уберечь портеров от необходимости многократно пересекать опасный ледопад.
Ходят слухи, что и некоторые альпинисты шли на хитрость, пользовались вертолетом, чтобы избежать Кхумбу, особенно на спуске. Лакпа категорически против такого, это противоречит этике альпинизма. Однако метод приемлем для спасательных работ и чрезвычайных ситуаций. Поэтому многие альпинисты на спуске просят о спасении по воздуху, хотя в нём не нуждаются.