Власти региона Сикким в Индии требуют запретить восхождение на Канченджангу, третью по высоте вершину в мире. На прошлой неделе главный министр Сиккима Прем Сингх Таманг обратился к министру внутренних дел Индии Амиту Шаху с просьбой позаботиться о том, чтобы следы альпинистов больше не омрачали склоны Канченджанги.
«Восхождение на эту священную вершину — это не только серьёзная проблема, но и нарушение как действующих правовых норм, так и глубоко укоренившихся религиозных убеждений жителей Сиккима», — сказал Таманг.

Он основывает свои требования на законе 1991 года о местах отправления культа (особые положения), запрещающем экспедиции к священным местам, а также на уведомлении правительства Сиккима № 70/HOME/2001, в котором подтвержден ограниченный запрет штата на восхождение на Канченджангу.
Жители считают, что на белых склонах горы живёт божество-защитник Дзоэ-Нга, которому также поклоняются как Фо-лха.
По иронии судьбы, призыв к запрету был вызван восхождением индийских же граждан, но из Непала. Восхождения организованы Национальным институтом альпинизма и приключенческих видов спорта (NIMAS) штата Аруначал-Прадеш. 18 мая в рамках этой индийской экспедиции пять участников поднялись на вершину по классическому маршруту из Непала вместе с непальскими гидами. На горе также находились другие индийские альпинисты, в том числе участники совместной непальско-индийской армейской экспедиции.
Классический маршрут по юго-западной стене из Непала. Именно по нему экспедиция под руководством Чарльза Эванса впервые поднялась на Канченджангу в 1955 году. Когда британские первопроходцы Джо Браун и Джордж Бэнд 70 лет назад впервые поднялись на Канченджангу высотой 8586 метров, они остановились в нескольких метрах от высшей точки из уважения к верованиям жителей Сиккима.
В течение многих лет последующие экспедиции следовали этой традиции, но в итоге от этого знака уважения отказались.

В наши дни альпинисты в первую очередь стремятся достичь настоящей вершины Канченджанги, которую легко спутать с другими вершинами на её зубчатом гребне. Юго-западная стена стала классическим маршрутом, предлагаемым коммерческим командам.
Восхождение на Канченджангу по маршруту из Сиккима было невозможно с 2000 года, когда все восхождения отсюда были официально запрещены. С тех пор власти Сиккима впервые подняли этот вопрос. Проблема в том, что Таманг хочет, чтобы запрет распространялся на всю гору, включая маршруты в Непале, а не только из Сиккима. Хотя эта мера вряд ли осуществима.
В этом сезоне на Канченджангу Департамент туризма Непала выдал 78 пермитов для иностранцев. Гора становится популярной среди коммерческих альпинистов-высотников. Практически все экспедиции идут классическим маршрутом по юго-западному склону.
В этом году около 30 альпинистов поднялись на вершину Канченджанги, несмотря на неустойчивую погоду. Другим пришлось отступить из-за суровых условий. Было несколько спасательных операций, и один альпинист погиб при попытке добраться до вершины.
В Непале также есть священные вершины, восхождение на которые запрещено. Самая известная из них — Мачапучхре (6993 м) в регионе Аннапурна, которая считается священной для народа гурунг и на которую, насколько известно, никто никогда не поднимался. Шерпы почитают горы, и, хотя они соглашаются на восхождение, они всегда проводят церемонию пуджи (подношения), чтобы получить разрешение на восхождение от горных богов.
К подобным священным горам в соседних странах, восхождение на которые запрещено альпинистам, относятся гора Кайлас в Китае и Ганкхар Пуенсум в Бутане. Последняя, высотой 7570 м, является самой высокой непокоренной вершиной в мире.
Согласно некоторым источникам, силуэт вершины Канченджанги напоминает форму спящего Будды, особенно если смотреть на неё с юго-запада. В своём письме главный министр Таманг напомнил, что название горы означает «Пять сокровищ высокогорного снега». Оно отсылает к пяти скрытым добродетелям, которые откроются преданным только в том случае, если мир окажется в серьёзной опасности.