Мацей Кимель и Михал Крол из Польши ожидали сложностей на стене Безымянной Башни Транго в Каракоруме при попытке зимнего восхождения по британскому маршруту. Но их экспедиция сорвалась еще до того, как они начали работать на стене. Их просто бросили в разрушенном бурей базовом лагере без припасов, топлива и электрогенератора.
Все началось многообещающе, с трехдневного перехода в базовый лагерь на 4000 метрах при хорошей погоде. Во время первого выхода альпинисты забросили снаряжение на высоту в 5200 метров. Им удалось провесить перила на последних 300 метрах подхода к маршруту, несмотря на лавинную опасность. Команда добралась на отметку в 5300 метров и оставила заброску снаряжения под началом британского маршрута. За первые три дня двойка трижды ходила к началу маршрута, перетаскивая грузы по 70 килограммов.
На четвертый день на базовый лагерь обрушилась буря с порывисьым ветром. Больше всего пострадала палатка столовой, оказавшейся неготовой к такой погоде. У нанятого поляками местного персонала базового лагеря не было навыков закрепить палатку, и мпасьи снаряжение. Было очень холодно а повара были в обычных кроссовках. Из-за погоды Мацей с Михалом спустились с отметки 4000 метров до 3800 метров, как и команда базового лагеря. Альпинисты пережидали там два дня без еды припасов.
Когда погода пошла на поправку, вернулись в Базовый лагерь и обнаружили, что он разрушен. За два дня перед отходом Кимел просил повара обезопасить кухню и упаковать все в бочки, но тот этого не сделал. Когда вернулись, все палатка столовая была сломана, а еда, предоставленная туркомпанией, испорчена и разбросана. Когда нанятые повара увидели эту сцену, сообщили, что им тут больше нечего делать, и ушли вниз в долину, оставив альпинистов без еды и электричества и топлива на четыре дня при температуре до -30ºC. «По сей день я не понимаю, почему они оставили нас там, отмечает Мацей Кимель”.
Поляки ежедневно связывались с туркомпаний и каждый раз им обещали замену персонала, провианта и оборудования “на следующий день”. Но никто не приходил. Одни в Базовом лагере, они вынуждены использовать еду и топливо, которыми запаслись для восхождения. Наконец, после шести дней — двух на высоте 3800 м и еще четырех в разрушенном базовом лагере — вечером двое портеров принесли плесневелую палатку и немного овощей. У альпинистов кончились силы ждать новых обещаний и они свепнули экспедицию.
Мацей Кимель и Михал Крол: Если бы не проблемы с базовым лагерем, мы бы попробовали взобраться. Стена выглядела в очень хорошем состоянии, в основном сухая, с небольшим количеством снега в двугранной части.
Мацей Кимель и Михал Крол во второй раз пытались первыми зимой подняться по британскому маршруту на Безымянную Башню (6286 м) массива Транго в Каракоруме.
Альпинисты сказали, что в прошлом нанимали именно эту туркомпанию. В 2022 году у них также были некоторые проблемы с генератором и столовой палаткой, но все было гораздо лучше, чем в этом году.
Туркомпания, представлявшая услуги полякам — одна из крупнейших в Пакистане, но это не первый эксцесс. Эта же турфирма отправляла высотного портера Мухаммеда Хассана в высотные лагеря К2 без надлежащего снаряжения и опыта. Хассан погиб в «бутылочном горлышке», когда десятки альпинистов перешагивали над ним по пути к вершине К2. Позже местные власти запретили турфирме работать на восьмитысячниках на два года.
Это не первая попытка первого зимнего восхождения на Безымяную Башню Транго. В феврале и марте 2022 года Мацей и Михал уже вместе с Янушем Голабом развернулись на отметке в 5750 метров. Тогда пробыли на стене восемь дней и отмечали, что спуститься было правильным решением. Поляки были первой командой, пытавшейся зимой взобраться на Безымянную Башню и не оставиляли этой затеи. В этот раз Мацей Кимель и Михал приехали в Пакистан на две недели раньше и сократили вес снаряжения, но им это не помогло
План Мацея Кимеля и Михала Крола состоял в восхождении по Британскому маршруту. По этому пути Джо Браун, Мо Антуан, Мартин Бойсен и Малкольм Хауэллс первыми поднялись на Безымянную Башню в июле 1976 года. Они первыми перенесли стиль «биг вол» в Гималаи.