В этом обновляемом посте собрана известная иформация о восхождении и гибели группы Александра Душейко на Дхаулагири.
12 октября стало известно, что эвакуация тел пяти российских альпинистов, погибших при восхождении на Дхаулагири, пока невозможна. Мешают неблагоприятные погодные условия, сообщили в компании IAM Trekking & Expedition, организовавшей экспедицию.
Проблему создает и непростой рельеф Дхаулагири. Запланирован эвакуационный рейс вертолета, рассматриваются различные варианты дальнейших действий. Ждут погоды.
До этого спортивно-туристский клуб путешественников «Пенза», сообщал, что есть предварительная договоренность с вертолетной компанией. Велись переговоры о стоимости работ по эвакуации тел и осуществляется взаимодействие со страховой компанией. На месте находятся два члена экспедиции и представитель непальской турфирмы.
Ситуация усложняется тем, что если этого не сделать в ближайшие дни, то позже это может стать невозможным, предупредили в клубе.
Как погибла группа Душейко на Дхаулагири
Что на Дхаулагири произошла трагедия стало понятно утром 8 октября, когда был облет склона, где пропала российская группа. Их обнаружили, все погибли, срыв связки. Погибли 5 альпинистов — Александр Душейко, Олег Круглов, Владимир Чистиков, Михаил Носенко, Дмитрий Шпилевой.
Тела были обнаружены на высоте 7100 метров спасательным вертолётом, подтвердил Мингма Шерпа, директор Heli Everest, который руководил поисковой операцией. Считается, что альпинисты упали с высоты 7600 метров.
Также вертолетом сняли с первого лагеря на 6100 и эвакуировали в госпиталь в Катманду Валерия Шамало. Его спасло плохое самочувствие, из-за которого альпинист во время штурма развернулся выше четвертого лагеря и пошел на спуск.
Группа Душейко шла на штурм вершины 6 октября. Именно, в тот день они надеялись подняться на вершину восьмитысячника Дхаулагири в Гималаях.
«В последний раз они связывались с другими альпинистами в базовом лагере около 11:00 утра», — рассказывал 7 октября Пемба Джангбу Шерпа, управляющий директор I AM Trekking & Expedition. Пятеро альпинистов не вернулись в четвёртый лагерь, и их рации тоже не работают. Все другие источники говорят о последнем сеансе связи в 11:00 вечера.
Валерий Шамало вышел на штурм с группой, но, по первым сообщениям, почувствовал себя плохо и вернулся в высотный лагерь. В опубликованной позже записи он отмечает, что поднимались долго и на вершину поднялись бы поздно. Он посчитал это небезопасным и принял решение развернуться. 7 октября Валерий самостоятельно спустился до первого лагеря на 6100 метров.
На шесть утра 8 сентября был запланирован вертолетный облет, благодаря ему и стало известно о трагедии.
Успешное восхождение двух участников экспедиции
Повезло двойке альпинистов, которые решили на день раньше остальных идти к вершине из четвертого лагеря, не останавливаясь там на отдых. Алексенко и Ценцевицкий 5 октября в 15:47 вышли на вершину Дхаулагири (8167м) по сложному гребню практически без страховки.
В тот день на штурм вершины вышло только отделение Дениса Алексенко. Позже они благополучно спустились в базовый лагерь.
Альпинисты Денис Алексенко и Артем Ценцевицкий выбрали «неклассический путь» на вершину из соображений безопасности. «Мы не совсем классическим маршрутом сходили. Немножко изменили линию в пользу безопасности», — сказал Денис Алексенко.
По какому пути днем позже пошла погибшая группа Душейко, Денис не знает: — «У нас нет этой информации, мы к тому моменту спустились с горы».
«Мы с напарником планировали это восхождение, как готовились (погибшие) ребята, я не знаю. Мы профессиональные горные альпинисты, плюс профессиональные горные гиды, очень много лет работаем в горах, в том числе много лет занимаемся как спортсмены», — сообщил Денис.
Позже Алексенко написал подробный отчет о каждом дне экспедиции. Там он отмечал, что среди отделений бывали разногласия, что группа Душейко проспала и вышла на штурм только в 6:00 утра, а затем не поддавалась на уговоры развернуться. И другие подробности.
Подготовка к штурму, третий выход на Дхаулагири
Кроме отделения Дениса Алексенко остальные участники экспедиции решили 5 октября провести «дневку» в лагере на отметке 7420 и в ночь на 6 октября намечали выход на штурм, сообщал Александр Душейко. Работали на маршруте пять дней, решили отдохнуть.
В штурмовой лагерь участники экспедиции поднялись 4 октября, выйдя с бивака на 6900 метрах. За день до этого ночевали на 6600. Снега оказалось очень много, с 6600 до 6700 шли больше трех с половиной часов, большинство времени по пояс. Выше 6700 метров получилось добраться до старого фирна под снегом, ноги получили опору но тропежку это не отменило.
2 октября делали переход из лагеря (6100м) в Лагерь 2 (6700м). К сожалению, смогли подняться только до 6600. Много снега, склоны крытые. Солнце на гребне садится примерно в 15:00, сразу становится холодно.
1 октября сделали переход из лагеря (5100м) до лагеря (6100м). Переход занял около 11 часов работы на маршруте и тысячу метров набора по высоте. Когда пришли на место заброски, выяснилось, что палатки занесло снегом больше, чем на два метра. Одна палатка вытаяла и ее быстро откопали, вторая рухнула и пришлось откапывать ее около двух часов в две лопаты по очереди вчетвером.
30 сентября вышли на штурмовой выход из базлага (4650м), дошли до лагеря подскока на (5100 м). Планировали подняться до отметки в 5500 метров, но мешало состояние снежного покрова.
Под маршрут подошли быстро, почти в два раза быстрее, чем на акклиматизации. Оказалось, что все, что повесили на маршруте либо забетонировано, либо оборвано мокрыми лавинами. Пришлось прокладывать путь заново. Весь ледник полностью покрыт лавинными выносами до самых сбросов. Местами большие воронки от камнепада со стены Дхаулагири. Проходили это место максимально быстро.
Пережидали непогоду в базлаге
Один из участников решил не идти на вершину из-за травмы ноги. На спуске после акклиматизации группу побило камнями и один из камней пришелся по ноге. Нога опухла и отекла, решили связаться со страховой и вызвать вертолет для эвакуации.
29 сентября в базлаге Дхаулагири, наконец, вышло хорошее солнце, после восьми дней ожидания погоды. Смогли привести снаряжение в порядок, заново собрали рюкзаки, сверили планы и погоду. Со стены Дхаулагири уже ничего не сыпало.
Перед этим снежная буря наделала проблем в базлаге. 28 сентября ребята сообщали, что ночью «за четыре часа выпало больше полутора метров снега, нас к херам засыпало. Если раньше мы спускались вниз при выходе из палатки, то сейчас нам приходилось выбираться наверх».
Кухню, она же кают-компания, занесло по самую крышу, под тяжестью снега крыша провалилась, половину алюминиевых стоек погнуло, а другую половину поломало. В течение полутора часов откапывали лагерь и кухню. Ребят в палатках занесло по самую крышу. Троих пришлось откапывать, чтобы они смогли выйти. Перед завтраком откопали лагерь, генератор и спутниковую антенну.
А в четвертый день отдыха в БЛ ребята нашли и починили дрон. Как говорится: «нет ничего, что нельзя починить изолентой». Дрон разбили 24 сентября.
Предыдущие выходы на Дхаулагири
После второго выхода в экспедиции оставались 9 участников. Четыре альпиниста из-за прогноза погоды физически не успевали успеть гору, решили прекратить восхождение.
Со второго акклиматизационного выхода в базлаг вся команда в составе 13 человек и 5 отделений спустились утром 21 сентября, уходили от непогоды. Спустились после двух ночевок на отметке 6700 метров и радиального выхода на 7238 метров, отмечал Александр Душейко. Перед снежной бурей с горы сняли высотные лагеря из-за опасения, что их не найдут.
На второй выход экспедиции вышли из базового лагеря (4650м.) 16 и часть — 17 сентября. 20 сентября добрались в высотный лагерь на отметке в 6100 метров. В тот же день налегке обработали маршрут до 7300 метров — протропили и кое-где провесили перила.
В рамках первого акклиматизационного выхода 10-13 сентября добрались до отметки в 6100 метров. Тогда прогноз не оправдался, шел снег и дул сильный ветер, на высоте приходилось откапывать палатки.
Дхаулагири 2024. Хроника событий по дням от Алексенко