В древнем Пендинском оазисе, а ныне Тагтабазарском этрапе Марыйского велаята Туркменистана, есть несколько совершенно необычных памятников прошлого, которые давно занимают умы исследователей, волнуют воображение любителей старины и поклонников экстремального туризма. Речь идет о рукотворных пещерах, вырубленных в толще обрывистого берега реки Мургаб, в районе Карабильской возвышенности.
Входы в них устроены в вертикальных уступах мягкого песчаника таким образом, что попасть внутрь крайне затруднительно. Это можно сделать снизу, с уровня воды, с помощью приставной лестницы, или же сверху, спускаясь с альпинистским снаряжением. Все говорит о том, что такая затрудненность доступа в подземные помещения имела единственную цель – обеспечить их безопасность, устроить здесь надежное укрытие для обитателей.
Но кто, когда и зачем придумал столь хитроумную форму жилища? Вот три главных вопроса, на которые ищут ответ ученые.
Единственным доступным для посещения пока остается пещерный комплекс Екеговак, или, как его раньше называли, Екедешик. Это двуярусная конструкция, представляющая собой прямой коридор, который на 37 метров уходит вглубь береговой толщи. По обе стороны от него, напротив друг друга расположены прямоугольные комнаты, из которых прорублены входы в камеры меньшего размера. В ряде мест устроены каморки с круглыми ямками – это либо засыпанные колодцы, либо устройства для хранения припасов.
Замыкает коридор овальная ниша, напоминающая алтарь. В стенах тут и там сделаны углубления для светильников, ведь сюда совершенно не поступает солнечный свет. Не ясно пока, как решалась проблема вентиляции в этих поистине аскетических кельях. Есть у них, правда, и свои несомненные достоинства: в летний зной здесь хорошо сохраняется прохлада, а в зимнюю стужу – тепло разводимых очагов.
Несколько лет назад в результате обрушения участка крутого склона правобережья Мургаба, сильно подмытого водой возле поселков Дашкёпри и Эрден, обнажились входы еще в один, ранее неизвестный пещерный город. С большим трудом туда смогли забраться сотрудники Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв», в чьем ведении находится эта территория. То, что они там увидели, поразило даже этих опытных специалистов.
Стены дашкёпринского комплекса были украшены рельефными орнаментами разных типов, искусно имитирующих классические архитектурные формы. Пилястры, своды обработаны умелой рукой камнетёса, явно обладавшего хорошим вкусом и знавшего законы пропорции и гармонии. В отличие от суровых, аскетичных интерьеров Екеговака здесь налицо попытка создания репрезентативного помещения, предназначенного для каких-то важных собраний или церемоний.
Обнаружил эти пещерные поселения 125 лет назад русский горный инженер Афанасий Коншин. Вслед за ним здесь побывал геолог, путешественник и писатель, академик Владимир Обручев, который еще в 1890 году в своей книге «Закаспийская низменность» дал первое научное описание возвышенности Карабиль и группы расположенных там искусственных пещер.
В ХХ веке тут побывало немало специалистов – геологов, географов и археологов, но первое детальное описание этих пещерных комплексов дала посетившая их в 50-е годы академик архитектуры Галина Пугаченкова. Она датировала эти странные сооружения X-XI веками, однако такой вывод был основан лишь на собранных с пола находках, которые могут быть свидетельствами поздней жизни, продолжавшейся в пещерах и в последующие века.
Но что скрыто внизу, под завалами, куда еще не добралась лопата археологов? Пока нет раскопок, не будет и ответа на этот вопрос, но это не значит, что нет вполне резонных предположений.
Четверть века назад интересную гипотезу высказал, в частности, историк архитектуры Сергей Хмельницкий, напомнивший, что подобного типа искусственные убежища служили в Центральной Азии монастырями – обычно буддийскими, а иногда и христианскими. Ряд таких памятников известнен в Западном Китае (Юньган, Тяньлуншань), в Афганистане (Бамиан), Южном Узбекистане (Кара-тепе возле Термеза) и Таджикистане (Айвадж). Геометрическая регулярность, прямые углы Екеговака не оставляют сомнений, что его создавали опытные мастера и что, по крайней мере первоначально, это было не просто какое-то тайное жилище, а монастырское общежитие. На это, кстати, намекает и ниша в конце коридора.
Не похож на обычное подземелье и соседний комплекс Дортговак. Если эти соображения верны, то карабильские пещеры гораздо старше X-XI веков и могут быть датированы, как и Кара-тепе, II-IV веками, а может быть, и еще более ранним временем. Устройство такого рода пещерных жилищ по Мургабу было, оче¬видно, широко распространено в средние века. Об этом свидетельствуют, помимо тагтабазарских пещер, и пещеры Дашкёпри, а также сообщение в одном средневековом трактате о неком селении Асраб, лежавшем в ущелье в 12 фарсахах за Мерверудом – ныне это городок Маручак на туркмено-афганской границе, рядом с Тагтабазаром. Живший в Х веке арабский географ Кудама ибн Джафар писал буквально следующее: «Асраб – это маленькое селение, жилища его – пещеры в горах».
Как и в ряде других случаев, когда приходится иметь дело с малоизученными памятниками, вопросов здесь гораздо больше, чем ответов.
Руслан МУРАДОВ
Источник: orient.tm