После неудачной попытки восхождения на Гашербрум I, где Денис Урубко сильно обморозил руки, альпинист выздоравливает и осторожно строит планы.
Денис Урубко с оптимизмом смотрит на перспективы полного выздоровления, хотя осознает, что пройдет много времени, прежде чем сможет вернуться в альпинизм. Как же все произошло?
Денис Урубко: Впереди было семь дней экспедиции. Погода и условия были хорошими. К сожалению, многие факторы ухудшили ситуацию.
Денис Урубко рассказал подробности того самого срыва в трещину. Говорит, что недолго отдыхали в базовом лагере, прежде чем начали бороться с непростым, особенно зимой, ледопадом. И хотя, с каждым годом он становится только хуже, смогли найти путь.
На склоне Гашербрума чуть выше водопада, уже на леднике между базовым и первым высотным лагерем на высоте в 5500 метров 28 января Денис Урубко сорвался в трещину.
Денис Урубко: Я сорвался на пять-шесть метров и застрял в трещине в снегу головой вниз, было трудно дышать. Пытался освободиться из снега, постепенно это получилось. Потом началась снегорад, засыпавший все, даже ледовую трещинну, я весь промок. При падении потерял перчатки, что оказалось большой проблемой.
Наконец, сопровождающий его местный альпинист Хасан Сигри сделал станцию, сбросил метра три веревки и вытащил Дениса. Урубко выбрался уже к ночи, пришлось ночевать в палатке у края трещины.
«У нас была плохая ночь, и мы спустились в базовый лагерь», отмечает Урубко, поясняя, что обморозил пальцы и не мог продолжать экспедицию.
Денис провел не так много времени в трещине без перчаток, поэтому тяжесть обморожения стала для него неприятным сюрпризом. Он даже подумывал на следующий день продолжить путь к первому высотному лагерю. Но пришлось спускаться в базовый лагерь и отменять экспедицию, чтобы спасти пальцы. Уже на следующий день выдался сложный спуск по ледопаду с обмороженными руками.
Пришлось сворачивать экспедицию, хотя погода благоприятствовала первому истинно зимнему восхождению на восьмитысячник Гашербрум I.
Пеший путь обратно оказался единственно верным решением. Плохая погода не давала летать вертолетам. Урубко за три дня смог пройти ледник Балторо, что помогло сохранить обмороженные пальцы.
Помогло Денису и то, что он практически сразу же начал принимать медикаменты — уже ночью в палатке у трещины на леднике. Затем на военных постах вдоль пути трека врачи наносили антисептики и делали перевязки. Денису оказывали максимально возможную помощь.
От местечка Горо II на леднике Балторо до конца трекинга постоянно шли снегопады. 30 января Денис Урубко и его повар Ибрагим треком добрались до Джолы, где их должен был встретить транспорт. Уже рано утром 31 января Дениса довезли до Скарду.
В военном госпитале Скарду Денису Урубко попал в руки хирурга майора Эхсана. К счастью, врачи, убрав поврежденные ткани, посчитали, что не нужно прикасаться к костям пальцев.
Денис Урубко: Они убрали только кожу, несколько кусочков поврежденного мяса и дали мне антибиотики, уколы… Провел в больнице три дня и очень повезло, что оказался там.
Друзья через социальные сети смогли собрать средства на медицинское обслуживание в Скарду и перелет в Москву, а затем в Испанию. Теперь Денис Урубко под наблюдением испанских врачей.
Денис Урубко надеется на полное выздоровление, возможно, через два-три месяца, чтобы начать тренировки и, может быть, занятия на скалах.
Пока Денису с обмороженными руками трудно заниматься даже домашними делами, болят опухшие пальцы. Но супруга Мария Пипи Карделл ухаживает за ним.
Если выздоровление пойдет по плану, уже предстоящим летом в июле он с Марией надеется вернуться в Скарду, чтобы заниматься скалолазанием с детьми. У них есть идеи развития местного сообщества альпинистов.
Как проходила экспедиция Урубко на Гашербрум I
Как передавали ранее, часть пути по леднику “очень разбита и очень опасна”. Как отмечал сам Урубко, “он не сумасшедший” и знает, что пересекать разбитый глубокими трещинами ледник Гашербрум в одиночку было бы сродни самоубийству. Поэтому на этом участке Дениса сопровождал местный альпинист Хасан Сигри, как оказалось, не зря.
В тот самый второй выход на склоны восьмитысячника Гашербрум I в Каракоруме Денис Урубко отправился 26 февраля. Он собирался добраться до первого (5900 м), а затем второго высотного лагеря на отметке 6500 метров.
Перед вторым выходом Денис Урубко три дня отдыхал в базовом лагере. В первый выход Альпинисты Денис Урубко и Хассан Шигри прокладывали маршрут по леднику Гашербрум. 21 января Денис сообщал, что преодолели ледопад на высоте 5150 метров и сделали заброску снаряжения. 22 января вернулись в базовый лагерь после достижения отметки в 5400 метров.
Денис Урубко: Пакистанский альпинист Хасан Шигри очень силен, повар Ибрагим — настоящий специалист, офицер связи Шахзейб настроен позитивно, ассистент Низар внимателен.
Собственно крутой склон восьмитысячника Гашербрум I начинается со второго лагеря на высоте в 6500 метров. На саму вершину Гашербрум I Денис Урубко собирался подниматься в одиночку по классическому маршруту.
Как Денис Урубко прибыл на Гашербрум
Базовый лагерь, расположенный на высоте в 5000 метров общий для Гашербрумов I и II, но он довольно далеко от вершин. В базовый лагерь команда Урубко прибыла 20 января после восьми дней трекинга. По дороге несколько портеров заболели, а груз был тяжелым. На тропе на высоте 4400 метров было много снега. Везло, что не было сильного ветра, хотя морозно: -15°C днем и около -30°C ночью. Урубко упоминал, что базовый лагерь защищен от штормовых ветров.
19 января Урубко провел последнюю ночь перед БЛ в военном лагере Шама, на краю ледника Гашербрум. “Интернета больше не будет”, — предупредил он. Отправлял сообщения через спутниковый телефон жене Пипи Карделл.
17 января Денис Урубко достиг лагеря Горо II на высоте 4000 м, в двух днях пути от базового лагеря Гашербрум. Команда добралась до лагеря Кобуце напротив башен Транго в понедельник 15 января. 16-го они достигли Урдукаса.
Урубко покинул Скарду 12 января после пары дней акклиматизации на вершинах в окрестностях от города. Его караван насчитывает 15 человек, включая носильщиков и персонал лагеря.
Согласно плану экспедиции, Урубко собирался посвятить январь акклиматизации, а в феврале совершить восхождение на Гашербрум I.
Денис Урубко прибыл в Пакистан 10 января с некоторым опозданием. До этого сообщалось, что Денис собирался отправится в Каракорум еще 30 декабря.
Урубко отставал от графика из-за ряда осенних лекций, которые ему предстояло прочитать. Ему надо было решить и проблемы с финансированием экспедиции. Денис Урубко усердно тренировался, решал формальности для поездки.
Планировал первое зимнее на Гашебрум I?
Денис Урубко собирался совершить то, что считает “первым зимним восхождением на Гашербрум I”. С его мнением могут не согласиться поляки Адам Белецкий и Янус Голаб из Польши, поднявшиеся на вершину 9 марта 2012 года.
Среди альпинистов есть сторонники определения зимнего сезона по равноденствию/солнцестоянию с 21 декабря по 21 марта. А есть — по более привычным календарным зимним месяцам с начала декабря по конец февраля. Таким образом, восхождение Белецкого и Голаба состоялось ранней весной.
Чтобы избежать разногласий, многие альпинисты пытаются уложить свои экспедиции в определение зимы по обоим вариантам — с последних дней декабря до конца февраля.