Кызыл-Аскер, Улун (5585 м), Первопрохождение, н/к, команда Е. Мурина, СПб

Есть такая традиция у альпинистов, летом где-то зимовать. Ну и мы решили не выбиваться из коллектива и поступить, как положено. Карта упала в очередной раз на район Кызыл-Аскера.

Район сложный, неустойчивая погода, да и трансфер дорогой, одним словом, всё против. «Но мы упёртые, прорвёмся, будет нормальная погода», — этими фразами отвечал членам экспедиции на вопросы про район. Попробовать свои силы решилось семь человек.

Мурин Евгений — Руководитель экспедиции. Илья Пеняев и Ольга Лукашенко, члены моего коллектива. Коллектив номер 2: Андрей Панов — руководитель. Состав: Оксана Кочубей, Илья Жданов, Сергей Серянов. Мы с Ильёй Пеняевым уже здесь были, знаем. А вот остальным ещё предстояло испытать всё это на себе и снаряжении, которое они приготовили для этого района.

Акклиматизация

День Х назначили на 15 августа 2023 года. Это старт на джипах из Бишкека в сторону базы охотников в районе Кызыла. Акклиматизацию договорились провести каждый по своей программе.

Я прибыл в Бишкек 9 августа, и сразу занялся организационными вопросами. Для акклиматизации выбрали район Ала Арчи, что в часе езды от Бишкека.

10 августа, мы с Сергеем Серяновым выдвинулись в сторону этого уютного горного района. В программе было сбегать на пик Учитель и переночевать там. Но это планы, а у погоды своё настроение. Как итог, я отлично поспал в базовом лагере. А Сергей был выспавшимся, не мог найти себе место и в момент, когда немного распогодилось, побежал в сторону заветного пика.

Маршрут команды Евгения Мурина на Улун

Я не особо хотел мочить одежду, и с удовольствием провёл всё это время в горизонтальном положении и иногда делал перерывы на покушать. Прямо, как знал, что это крайние дни когда смогу комфортно спать и отдыхать. Так как предстоящие 20 дней будет ещё та жара.

В это время к нам успели подъехать и оставшиеся участники экспедиции. Только Илья Пеняев остался в Бишкеке, он 1,5 месяца провёл под пиком Ленина, и с акклиматизацией проблем не имел.

14 августа объездили весь Бишкек в сборе провизии, газа, бочек и оформлении страховки. И тут пишет Ратмир Мухаметзянов, что они после экспедиции на пик Военных Топографов сидят в Бишкеке и готовы вечером пересечься. Время и место Х обозначено, погнали. Обожаю такие моменты, когда одни только с горы, а другие в горы. У всех свои эмоции и настрой. Отлично пообщались.

В путь!

Но время тикало и на календаре оторвали лист номер 14, и показался наш, пятнадцатый листик. Денис, ответственный за нашу транспортировку, как всегда, пунктуален. Время 6.00 и во дворе раздаётся звуки двигателя. Этот звук сложно с чем-то перепутать, семилитровый двигатель звучит по-особенному. Прыгаем на двух четырёхколёсных коней и мчим к целям. 600 км пролетают быстро и около 19.00 уже были в домике Охотников. Назначили время старта на утро следующего дня, поели и спать.

Восхождение команды Евгения Мурина на Улун

Дальнейший путь до нашего будущего базового лагеря предстояло преодолеть на забавном вездеходе «Лось». Всего вроде 10 километров, а времени ушло почти весь день. До места Х, добраться не удалось и последний километр мы челночили на своих плечах в Базовый лагерь. Ну, условно, Базовый, просто большой валун, вокруг которого мы и встали. Погоды нет, холодно и дождь. Пришлось достать бутылочку вкусного.

Подход

А дальше всё как в тумане. 4!!! Форест, 4!!! Именно столько дней мы шли до следующего лагеря под названием «Штурмовой». Около 130 кг мы взяли на свой коллектив. У второй нашей команды, думаю, было килограммов 160-170. Это реально много, но по другому нам не поступить. Мы несли весь бивуак, снаряжение и еду на 18 дней.

Два перевала, это два перевала. Оба 3 А по категории сложности в туризме, практически, максимально, что может быт. Они и отняли много сил и времени. Приходилось ходить по два раза.

Штурмовой лагерь решил в этот раз поставить в другом месте, не там, где был в 2021 году. А, как мне казалось, более удобном. Я ещё потом сто раз порадовался, что мы встали именно там.

Куда полезем?

Восхождение команды Евгения Мурина на Улун

Погода так и не наладилась, грозы каждый день, все осадки идут с Китая, может рис там выпаривают. Ребята пришли на день позже, они делали дополнительный день отдыха в базе. Договорились что через какое-то время полетаем на дроне и посмотрим стены и возможные линии. Запустили птичку, долетели до нераспечатанной западной стены Кызыл-Аскера, посмотрели на забор слева от неё, остались под впечатлением и пошли обратно в лагерь.

Настало время принятия решения, куда полезем. Всех впечатлил забор, Кызыл был целью номер 2. Где-то далеко и сверху смотрели на нас и смеялись над нами.

Погода тоже решила не отставать от них и зарядила снегопадом. Кызыл и стены забора просто стали белыми. Тут пришлось снова решать, куда полезем.

Летом 2021 года, я с командой из двух белорусских богатырей Миши и Максима, а также уже матёрого патагонца Антона из Москвы уже пробовал залезть на гору в соседнем цирке. По ряду причин не залезли, но попытку предприняли. Пролезли только 200 метров. Дали тогда ей название «УЛУН» и с грустью ушли в сторону дома. Вернулся.

Мои ребята склонялись в сторону забора, а коллектив номер 2 в сторону УЛУНА. Я сказал, чтобы мою линию не трогали и выбрали другую. Но что-то не давало мне покоя, то ли ответственность за ребят толи ещё что, я предложил и своим лезть на УЛУН. Во-первых, буду спокоен, что мы всегда будем на связи, во-вторых, если что случится, можно оперативно что-то решить. На этом и порешали.

Двумя маршрутами на Улун, команда номер 1

Восхождение команды Евгения Мурина на Улун

Утро, сборы и вперёд. Еды и газа взяли на 5 дней, ребята тоже.

Погода наладилась и стало даже жарко. Ребята выбрали линию левее нас, через большой камин. Стартанули. У нас полез Илья, скалу он лезет лучше из нас троих. Оля запустила дрон, я страхую. Прям как профессионалы.

Быстро не получается, верёвки абсолютно вертикальные, рельеф сложный, много льда в трещинах. К вечеру уже наевшись, начали искать хоть что-то для нашего домика, нашли небольшой треугольник и уже в темноте смогли в него забраться.

Дальше всё как по отработанному сценарию. Второй день прошёл в аналогичном режиме. В какой-то момент я решил поправить очки и выдавил стёклышко, пришлось замотать образовавшийся овал чёрной прозрачной изолентой, и стать пиратом.

Снова ищем полку, в этот раз применили строительные навыки и нарастили боковые стенки мокрым снегом и при помощи нашего баула. Получилось вроде даже ничего, но на всю палатку места всё равно не хватило.

Восхождение команды Евгения Мурина на Улун

Третий день. Погода портится. Скорость у Ильи упала, прям на минималках полез. Ветер дует, я его не вижу, он за большим карнизом. Только слышу — выдай или закрепи. Дюльфера, маятники, сдёргивание верёвки, именно так выглядит Альпинизм, когда лезешь новую линию. Ну и наша концепция не подразумевала прохождение с пробойником, за неимением последнего. За целый день получилось пролезть одну верёвку. Подхожу к Илье, он говорит, всё, умотался. Смотрю на часы, время около 16 часов, светлого времени ещё часа два, ночёвки нет, от слова совсем. Принимаем решение, дюльферять на предыдущую ночёвку, хорошо она была не так далеко.

На 4-й день пришло моё время. Погода не хочет нас радовать. Снег просто валит. Мой любимый микст с непонятным рельефом. Пролез два сложных участка. Верёвок больше нет, пришлось спускаться к нашей полочке. Оля в тот день охраняла палатку и занималась бытом. Снег что-то начал валить с более интенсивной скоростью.

Ночь, утесы, фонарь, палатка. Слышу звук лавины, его тоже сложно с чем-то перепутать. Хорошо что мы на вертикальной стене и лавины больше пылевые. В крышу с регулярностью прилетали, но мы быстро привыкли и уже даже не реагировали. Утром снег усилился, да так, что я пожалуй не припомню такой скорости. Нас просто засыпало. Из палатки не выйти. Втроём держим стены и потолок.

Восхождение команды Евгения Мурина на Улун

Снегопад не стихал, а пятый день подошёл к концу. Пятый!!! Немного напрягся.

Утро шестого дня нас встретило опять снегом, но уже сбавляющим обороты. Наши ребята передают по рации, что они под вершиной, ночью резали ножиком крышу палатки, чтоб вылезти из неё. Оказывается выпало около метра снега, мы просто на стене это особо не почувствовали. Они шли уже по гребню, и количество лавин увеличилось в геометрическом прогрессе.

Принимаем решение, что нужно при любом случае выходить. У нас висело около 200 метров перил, одним словом, было чем заняться. Время уже около 14 часов, а я только начинаю лезть. Пролезаю пару верёвок и нахожу идеальную полку для ночлега, закрытую и можно нормально поспать, организм уже требовал.

Принимаю ребят, Илья занимается бивуаком, Оля меня страхует. Пролезаю ещё одну верёвку, долго не мог найти где сделать станцию, много снега, скалы глухие. Нашёл. Посмотрел путь на утро.

Вечером порешали что завтра запустим нашу снежную ракету — Ольгу Игоревну. Она легче всех да и тропит она как бог. Ребята в тот день отдыхали.

Закат уже был красивым и дал нам хоть немного отдохнуть от снега.

Восхождение команды Евгения Мурина на Улун

Седьмой день начался с того, что показали солнце, да ещё какое. Просто идеальное утро! После трёх дней жесточайшего снегопада, нам судьба выделила просто идеальные погодные условия.

По рации ребята нам сообщают, что начинают спуск, мы мчим на всех парах. Вылезли на гребень и дальше двигаемся одновременно в сторону вершины.

Вершина

Ну вот и тот самый долгожданный момент, когда ты делаешь крайний шаг в сторону вершины. Есть вершина! Высоту выдаёт 5585 метров. Оля кричит от радости, я просто радостно молчу, любуюсь красотами и принимаю Илью. Невозможно передать эти эмоции. Понимаю, что мы одни из первых людей на этой вершине. Ребята залезли раньше и теперь им с этим жить, с тем, что не каждому альпинисту в этой жизни доведётся стоять на вершине, где никто до него не бывал. Очень раз за ребят и за нас.

Фоткаемся, снимаем видео и жадно разглядываем новые нехоженые вершины. Даже дрон удалось запустить. Оставляем послание следующим восходителям в виде записок на русском и английском!

Время идёт, кушаем последние конфеты, не пьём, газ ещё утром закончился. Понимаю что расслабляться ещё рано, впереди ещё долгий спуск.

Спуск

Находим следы ребят и держимся их линии спуска. Где-то оборвалась нить спуска. Ребята пропустили 2 сеанса связи, видим их следы на гребне, а дальше не видно, в какой-то момент я прям совсем напрягся.

Восхождение команды Евгения Мурина на Улун

Вышли на связь с опозданием, отлегло. Говорят, что спустились на ледник и то что очень плохой фирн. Всё. Уже темно, смотрю на ледник и вижу что они как-то странно идут по леднику, в виде фигуры квадрата.

Дюльферяем дальше и краем глаза вижу что они особо далеко не продвинулись. Как-то всё подозрительно. 18 дюльферов пролетели очень быстро. И вот как только я сам лично не ступил на ледник, понял что нас ещё ждёт.

Ещё несколько часов назад я смотрел в сторону нераспечатанной стены Кызыла и думал, что отдохнём денёк и рванём на неё. С этой идеей я сразу попрощался и думал, каким образом, мы попадём в лагерь до которого 2,5 км! Понеслась. Встаёшь на колени и пополз в стиле барса, только вместо хвоста — баул.

Стартанули мы примерно в 2.30 ночи. К утру думаю доползём. Загадал — сбылось! Часа в 4 утра, решил поменять тактику. Достал коврик, рюкзак на его, сам лёг спиной на рюкзак и оставшиеся 2 часа я провёл в такой нелепой позе. Очень сильно замёрзли ноги.

И с первыми просветами, около 6 утра я вползаю в лагерь. Именно в тот момент я понял, насколько круто, что лагерь решил в этот раз поставить выше на 700 метров, чем 2021 году.

К цивилизации!

На этом приключения не закончились. Ещё нужно найти нашу палатку, нашли её по бугорку. Палатка выдержала весь натиск снега и даже ещё дала засыпать себя на 20 см выше макушки.

Восхождение команды Евгения Мурина на Улун

Хорошо у нас было 150 грамм спирта для медицинских целей. Намешали лимончеллу и не дали ей испортится. Все были под впечатлением от структуры скалы, это было что-то невероятное и фантастическое. Одним словом, лунные пейзажи.

Провели совещание с ребятами и единогласно решили что пора валить, с таким количеством снега мы даже к любой горе не сможем подойти, да и домой нам не так просто будет попасть, учитывая лавинную обстановку и два перевала. Сообщили информацию Денису и продублировали нашим связным в Питере.

Два дня занял у нас этот путь. Только мысль о том что нас в лагере ждёт арбуз и пару бутылочек вкусного, не давала нам повода сбавить обороты.

Вечер был классный. Разожгли костёр, правда за дровами пришлось сходить на место расставания с Лосём. Но это того стояло. Отличный ужин, вкусное и костёр прибавили сил. А арбуз — это вообще отдельная песня.

Вездеход и джипы прибыли по расписанию! И снова 600 километров пролетели незаметно. Каждый, наверно, думал о своём, ещё раз пережил мысленно. Меня лично мучила только одна мысль — куда дальше и, самое главное, когда? Не смущало даже то, что немного почернели пальцы на ногах, а весы показали цифру, где стало меньше на семь пунктов.

Потихоньку наступала осень, пастухи уже готовились к выходу из долины, а мы снова перезимовали лето.

Спасибо всем, кто переживал и болел за нас. Родным, что отпускают и не препятствуют движению к мечтам. Команде и лично каждому из ребят, мы отличный коллектив и я рад, что у нас всех получилось! Ну и нашей любимой Федерации Альпинизма города Санкт-Петербурга. До встречи в горах!