День обещал быть содержательным: решились на загородную вылазку за грибами шампиньонами на плато вблизи Арчабилского ущелья. Погода не предвещала необычного, было пасмурно и горы покрывал негустой туман. Путь пролег по широкому каменистому ущелью у горы Маркоу.
Когда ландшафт разнообразили деревья инжира и барбариса, тропинка пошла на подьём. Петляя в длинном ущелье, она забирала влево на зеленый бок горного склона.
Вскоре достигли запоминающейся скалы, прозванной нами «каменная голова», похожей на огромную ящерицу. Здесь следовало взять круто наверх, чтобы оказаться на плато Союнхан-тахта. Склон вдоль тропы полон цветов, и, если внизу встречались кое-где первые маки, то здесь только расцветали тюльпаны. Влажные ниши зеленели диким щавелем, круглые листья лопуха расстелились по каменистой почве заметными розетками.
Первые шампиньоны
Тут припустил частый мелкий дождик. Со всех сторон наступала пелена тумана. Холодные иголочки дождя кололи лицо, мокрая одежда тяжелела, в обуви от росы уже хлюпала вода. Но первый найденный огромный шампиньон прибавил настроения. Круглый беляш скромно расположился под листом ферулы в контрасте с окружающим зеленым раскрасом холмов, поросших диким чесноком — эремурусом копетдагским. Мясистые стебли эремуруса появляются чуть раньше горного шпината, называемого местными жителями исманаком.
После первой находки все ободрились, внимательно поглядывая под ноги, ища белые шляпки грибов. Новички быстро обучились искать шампиньоны, ориентируясь на топорщившиеся холмики почвы, треснувшей под напором растущего гриба .
Плато казалось небольшим, но было всхолмленным. Среди его бугров легко потерять попутчиков из вида. Опасались подходить и к краю обрыва, где туман скрывал провалы в ущелья. Блуждавших в тумане грибников, подогревал спортивный интерес. Более хладнокровные и сознательные постоянно окликали товарищей, чьи силуэты так и норовили раствориться во влажной дымке. Ориентирами служили и радостные возгласы: «Ах, здесь гриб! Ой, вот еще!».
Укрытие от непогоды
Пришлось поволноваться за успех предприятия. Ведь в тумане невозможно было увидеть ландшафт в перспективе. К счастью, сотоварищи не унывали. Зная, что в центре плато должна быть заброшенная кошара с небольшой избушкой, мы надеялись выйти к ней. Но преодолевая холмы, плавной волной струившиеся в холодном «молоке» туманной дымки, открывали только очередную пустошь. Холодало, дождь не переставал.
И какова была радость, когда, продрогшие и промокшие, за очередным подъемом «в никуда» в белой пелене возник контур домика. Основательная полуземлянка с брезентовой крышей стала настоящим островком жизни и пунктом нашего спасения. Детей разули и разместили на ватном одеяле, очень кстати оставленном запасливыми туристами и чабанами, обжившими этот домик. Мы быстро собрали дрова и соорудили костер, чтобы участники похода могли согреться.
Шумный отдых с обедом, показавшимся просто пиршеством, ободрил. Решили противопоставить негостеприимному плато веру в свои силы, показать пример стойкости на предстоящем маршруте. Сборы прошли быстро, затушив костер и прикрыв дверь домика с благодарностью к тем, кто его построил, отправились дальше.
Настойчивость вознаграждена
Наша настойчивость была вознаграждена — плато изобиловало грибными полянками. Попадались во множестве и дождевики с чешуйчатыми шляпками. Неожиданно поднялся ветерок и пелену тумана стало относить от холма к холму, открывая обзор. Стали вырисовываться контуры и края плато, нам представилась возможность найти спуск в долину, тем более, время шло к вечеру.
Туман неохотно открывал ландшафт и медленно сползал по холмам вниз в ущелье. К сожалению, было невозможно найти искомый спуск «по траверсу». Мы шли вдоль края плато, но всякий раз отвергали возможность спуска и продолжали поиск. Наконец, нашли тропинку, которая привела нас к краю обрыва.
Затяжной спуск
Путь вниз занял часа два… Были места, где поклажу и детей буквально передавали из рук в руки. Уже выйдя из полосы тумана, который клочьями цеплялся за отвесные скалы, за последним перевалом мы увидели панораму Арчабилского ущелья.
С последней гряды спускались без особых волнений. Перед нами расстилались зеленые холмы. Провалы и скалы остались за спиной. Можно было отпустить находившихся с нами детей вольно побегать и любоваться цветами.
А мы, наконец, обратили внимание на собственный плачевный вид. Все мокрые, по колено в глине, зато с полными рюкзаками, а кто и с ведерками грибов. Последним аккордом кампании стал шампиньон, который был извлечен из каменистой почвы у берега речки Арчабилки и торжественно отправлен к своим собратьям.
Остается добавить, что все участники похода благополучно перенесли это приключение и никто не простудился.
Елена ДОЛГОВА
Грибное место было! И заблудиться на этом плато в тумане, действительно, очень легко
Что то я не понял где это место то такое
Под Маркоу большое плато со стороны Безмеина