Идем на «Vostok»!

«В Москве дождь, +6 градусов. Тепло, хорошо, можно одеть куртку и чувствовать себя комфортно. После 10 дней «дубака» в Африке, когда целый день не вылезаешь из пуховки, а «типа жаркое» африканское солнце светит 2-3 часа и совсем не греет , и потом видишь его мельком только на следующий день — московская погода кажется курортом!….»

Вот так было бы можно начать рассказ о первом русском первопроходе на вершину Маунтин Кения (5188м) в африканской республике Кения 2017 года, и похоже так и напишется, но чуть позже, а сейчас предлагаю вашему вниманию впечатления от Алексея Овчинникова

Гештальт

Готовились мы полгода вообще-то к восхождению в Непале. Планировали остаться там после трекинга и сходить что-то техническое в районе Аннапурны или Дхаулагири. Советовались с Трофимычем и Валерой Бабановым по маршруту, Саня прошерстил весь интернет. Остановились на Нилгири.

Но непальская сторона выкатила ценник ОГО — и стало понятно, что ровно за половину от этой суммы можно организовать экспу в другое, не менее интересное место.
С прошлого года висел должок за Mount Kenia (попытались залезть на южную стену Батиана, но не смогли).

Посему срочно решили закрыть этот гештальт и тут же купили билеты в Найроби.

Заход

В конце трекинга вокруг Дхаулагири (и за пару дней до Найроби) жестко погоняли даунхилл по непальским дорогам. Итог — у меня и Серёги ушибы грудной клетки, у Сани — в хлам разодранный локоть. В таком вот полуразобранном виде наш бравый экипаж прибыл на экваториальные земли.

Заехали в нацпарк и у самого входа в кемпинг, на дороге, нос к носу столкнулись с леопардом.

Он гнался за какой-то антилопой, но увидев нас решил отвлечься. С рюкзаками и баулами мы, похоже, выглядели бесперспективной добычей и авторитетный хищник убыл далее в гущи.

Всю ночь и следующий день мы, скажем так, были в тонусе. В прошлое путешествие кроме буйволов из живности никого на такой высоте не встречали.

Разведка

Поставив базовый и ABC принялись за разведку. Британцы за тридцать лет освоения массива наколотили два десятка линий разной сложности. Саня наделал кучу фоток и вечером долго примерял их к имеющейся картинке с нитками.

В итоге твёрдо сказал, что вариант первопрохода есть. И он будет бескомпромиссным !!!

Местные портеры и гиды в Shipton camp смотрели на нас с разной степенью удивления, говоря что на эти стены клаймеры теперь ходят редко — пара групп в год, да и то по классике через торные «Северные ворота».

В базовом лагере

Погода

Скажем прямо не баловала. Сезон ещё только начинался и это чувствовалось.

Основная неожиданность — снег, высокая влажность и заморозки. Как-то другое ожидаешь едучи полдня в духоте из Найроби. В итоге же получалось всего 5-6 часов в день, когда можно более-менее лезть.

Распорядок — полшестого подъем вместе с рассветом. Пару часов ждём пока солнце растопит наледь на скале. До полудня лезем по солнцу. В обед сначала наползает облачность, а затем выключают тепло. После этого включают снежную крупу разной интенсивности. В пять-шесть вечера снег кончается и с уходом солнца влажность быстро превращается наледь, а ночью в иней.

Все дни, и особенно ночи, комплект тёплых вещей, включая пуховые варежки, полар, и два пуховика использовался мной постоянно и в полном объёме.

Положительная компонента — проблема с водой на стене была решена.

Стена

Годы приучили к тому, что «стена не такая крутая, как кажется», «там все лезется», «есть ходы» и прочим альпинистским премудростям.
Но историческая активность бритов и бескомпромиссность Сани сделали своё дело. Мифическая стена в 100′ с нависаниями, карнизами и «пузом» оказалась реальностью. Заодно стало понятно почему масса существующих линий обходит участок, который нас ждал.

Собственно, далее четыре дня работы на стене, о которой лучше будет судить по описанию и схеме UIAA.

Из 20 питчей 12 по новой дороге и остальное уже долаз по более простому старому.

В финале мы заночевали в железной будке — приюте на вершине, а на следующий день лихо и не менее бескомпромиссно (спасибо 60-метровым веревкам) задюльферяли по заснеженному и обледенелой Юго Восточной стене Нелиона, совершив своеобразный траверс горы.

Почему «Vostok»?

Ну во-первых это красиво.

И потому что линия по Восточной стене и Северо-Восточному контрофорсу. И потому что первый русский маршрут на этой стене (и первый корабль наш был «Восток»).
И в капсюльном стиле, как космонавты !!! Собственно это всё;)

Маршрут "Vostok" по И ст и СВ кф на в. Нелион (5188м) массив Маунт Кения (650 м, VII, A2; по нашему - ор. 6А к/тр).
Маршрут «Vostok» по И ст и СВ кф на в. Нелион (5188м) массив Маунт Кения (650 м, VII, A2; по нашему — ор. 6А к/тр).

Маршрут «Vostok» по И ст и СВ кф на в. Нелион (5188м) массив Маунт Кения (650 м, VII, A2; по нашему — ор. 6А к/тр).

Живы-здоровы. Уже в Москве.
Слегка помороженные пальцы почти отошли. Наснимали много видео. Короткий киноотчет — в работе.

А. Овчинников. Октябрь 2017

Благодарности

 Katya Kharitonova, Yulia Yurkina, Маша Гуржова — за любовь и веру, вечернее перечитывание смсок на спутнике — одно из самых щемящих ощущений в жизни;
 Иван Душарин, Бабанов Валерий, Игорь Ивашура, Денис Савельев, Виталий Томчик — за полезную информацию и советы;
— Andrei Volkov, Роман Брык, Anna Stolbova и Федерации альпинизма России — за вдохновение и поддержку;
— Anna Piunova — за доброе отношение и оперативность;
— Марату Галинову — за спутниковую связь;
— Александру Глушковскому, Vlad Moroz, Ольга Мороз, Ольга Цветкова, Ольга Василькова и компании Red Fox — за отличные гортексовые куртки, пуховики, перчатки, спальники и дружеское участие;
— Dennis Kamotho и его Black Star Mafia: Antony Kibaki Mithamo, Charles Mwaura Maina, Wilson Maina Muriuki, Dedan Muriuki Ngari — за отличную организацию и хорошую работу!

Акуна Матата!!!

фото: А. Овчинников, А.Юркин, С. Гуржов