Выбор шерпа: уговорить клиента, бросить или умереть самому

Разворачиваться или нет — одно из сложнейших решений. Что делать шерпу на Эвересте если клиент игнорирует неоправданный риск? Диллема: остановить клиента, бросить умирать на склоне, погибнуть вместе с ним…

Утренняя тень Эвереста, видимая с вершины (фото: Джон Миллс)
Утренняя тень Эвереста, видимая с вершины (фото: Джон Миллс)

Альпинист Джон Миллс рассказал историю шерпа, выбравшего смерть с клиентом. 22 мая 2024 года Миллс был последним, видевшим живыми Черуйота Кируи и его гида Наванга Шерпа около 8:30 утра, между вершиной и Ступенью Хиллари.

Джон Миллс шел с Фуриндзи Шерпом из компании Adventure Peaks. До выхода на балкон Джон шел медленно из-за проблем с регулятора кислорода. Миллс добрался до вершины 22 мая около 8 часов утра. Там уже никого не было. Отличная погода начинала портиться, видимость ухудшилась, усиливался ветер.

Начав спуск, они обнаружили Кируи и Наванга на между вершиной и Ступенью Хиллари. Кируи лежал вверх ногами и стонал, перчатки и капюшон сняты, комбинезон расстегнут. Наванг Шерпа сидел рядом с открытыми глазами, но не реагировал, словно в трансе.

Миллс кричал Навангу в лицо, пытаясь добиться реакции, но ее не было. Миллс отмечает, что Кируи был пристегнут к перилам, а когда застегнул молнию его комбинезона, тот перестал стонать и «по крайней мере, больше не казался расстроенным».

Шерпа Фуриндзи ждет Миллса прямо перед вершиной Эвереста, пока британский альпинист меняет свой кислородный баллон. Каждый нес по три баллона (фото: Джон Миллс)
Фуриндзи Шерпа ждет Миллса перед вершиной Эвереста, пока тот меняет кислородный баллон. Каждый нес по три баллона (фото: Джон Миллс)

Миллс пытался вызвать помощь команды, но откликался лишь базовый лагерь. Погода портилась, ветер усиливался. Джон признался, что без палаток, спальных мешков и с ограниченным запасом кислорода они ничего не могли сделать.

Джон Миллс: Я в отчаянии посмотрел на Фуриндзи, и он тихо покачал головой. Я неохотно кивнул. Если бы мы остались, погибли бы четверо, а не двое.

Представители Seven Summit Treks сообщали непальской газете Himalayan Times: “В последний раз Наванг сообщал лагерю по рации с Бишоп-Рок (недалеко от вершины), что Кируи отказался развернуться или даже вдохнуть кислорода и вел себя неадекватно.

Банкир из Кении Кируи поднимался на Эверест без дополнительного кислорода. В 2023 году он совершал восхождение на Манаслу без О2, но признавался в соцсетях, что страдал от горной болезни. Путь от четвертого лагеря до вершины занял у него 14 часов. До этого поднимался на Килиманджаро и пробежал несколько ультрамарафонов.

Джон Миллс на вершине Эвереста, 22 мая 2024 года (фото: Джей Воронелл)
Джон Миллс на вершине Эвереста, 22 мая 2024 года (фото: Джей Воронелл)

Черуйота Кируи надеялся стать первым африканцем, поднявшимся на Эверест без дополнительного кислорода. Перед отъездом на Эверест, Кируи отмечал, что “восприимчив к высотной болезни”, поэтому взял с собой необходимые препараты. Он также упомянул, что Наванг носил аварийный баллон с кислородом, чтобы использовать, “когда пойму, что не Супермен”.

Поисковики вскоре обнаружили тело Кируи. Насколько известно, Наванга не нашли, может, соскользнул со склона, или в момент просветления неудачно пытался спускаться.

Семья Кируи сообщила «The Star», что тело Черуйота обнаружено на высоте 8 800 метров. Они считали, что Черуйот и его шерпа сорвались. Однако, Миллс утверждает, что не видел признаков срыва, а трасса от Ступени Хиллари до вершины — пологий склон.

Миллс считает, что альпинист не мог действовать рационально, а шерп не имел полномочий и средств заставить его развернуться или принять помощь, и выполнял долг до последнего. В базовом лагере Джон услышал, что когда Наванг сообщал о безуспешных попытках дать Кируи аварийный кислород, его просили продолжать уговаривать клиента. Затем связь была потеряна.

Бросить клиента и выжить? Или остаться и умереть, что и произошло.

Эверест весной 2024: восемь погибших… или девять