Канадская двойка Мартен ван Хаерен и Итан Берман проложила новый маршрут на гималайскую вершину Ханг Карпо высотой 6646 метров в долине Ролвалинг.
Новый маршрут протяженностью в 1200 метров они оценили в TD + M5 AI4. Это первое восхождение по северо-восточной стене, а также впервые на эту гору поднялись из редко посещаемого бассейна ледника Чулле.
Насколько можно судить, последними альпинистами в этой долине была японская команда, совершившая первое официальное восхождение на Дингджунг Ри Юг в 2008 году, и Энди Паркин зимой 2010 года, отметил ван Хаерен. Самые высокие и вершины в долине Драгнаг Ри (6 757 м) и Ханг Карпо (6 647 м). Канадцы решили, что на Ханг Карпо подниматься безопаснее.
От Кхумбу до Ролвалинга
Для ван Хаерена и Бермана первой вершиной в Гималаях перед этим была гора Кхумбу. В конце концов, это их первое посещение Непала. Затем два альпиниста отправились из Намче Базара через Тем в Ролвалинг по маршруту «Три перевала». Еще один день горного похода с яками привел их в базовый лагерь на высоте 4900 метров.
К сожалению, оба заболели гриппом во время похода, поэтому их первая пятидневный акклиматизационный выход в этом районе оказался скомканным. Тем не менее, удалось подняться на 5850 метров на первом выходе и выше 6000 метров на втором.
Для окончательной акклиматизации они опробовали нижнюю часть Ханг Карпо по северо-восточному склону. После нескольких дней отдыха они почувствовали, что готовы. Ван Хаерен все еще кашлял, но ему стало лучше, когда он набрал высоту.
В неизвестность
Они отправились в путь 3 ноября с семью ледобурами, палаткой и едой на пять дней. Они понятия не имели, что их ждет впереди.
Первый день провели на подходе, с помощью менеджера базового лагеря Намгьяла Шерпа. Затем мы направились на ледник под северо-восточным склоном.
Поскольку стена выходила на восток, утреннее солнце дестабилизировало снег и лед, и пришлось ждать до 11 утра, прежде чем начать подъем.
“На второй день мы поднялись по нижнему ледяному склону к бивуаку под защищенным утесом [и] углубились в снежный склон крутизной 60 градусов, сказал ван Хаерен.
На следующее холодное утро двойка отправилась в путь на рассвете. Они преодолели крутой снежный склон на высоте 6000 метров впереди шел Берман.
Изменение маршрута на ходу
Альпинисты вспоминают, что им “повезло”, что они нашли огромный снежный надув под нависающим участком скалы на высоте 6300 метров. Здесь они могли выкопать полку для своей палатки, “с выступа свисала лишь небольшая часть палатки”.
К тому времени пара отклонилась от намеченного маршрута. На следующее утро они снова изменили свою маршрут, направились к вершинному леднику.
Утром они собрали палатку, оставили снаряжение и отправились в путь с легкими рюкзаками, вспоминает Ван Хаерен. Итан лидировал в последний день, следуя в основном по хорошему льду или плохому снегу.
Достижение вершины всего через 50 метров по ледяной вертикали оказалось относительно комфортным. Ясным солнечным днем альпинисты обменивались объятиями, рукопожатиями и слезами. Они стояли на границе Непала и Китая, открывался вид на пять окрестных восьмитысячников.
По тому же пути
Им потребовалось два дня, чтобы спуститься по тому же маршруту, по которому поднимались. Спуск на юг казался объективно опасным, а спуск на север привел бы их в Китай.
Эта вершина оказалась техничнее и выше, чем предыдущие восхождения двойки.