Предосенние встречи на тропе у горы Маркоу

Каждый выходной день наша маленькая семейная туристическая группа неизменно отправляется на увлекательную прогулку по любимым холмам вдоль горы Маркоу (Маркау), что в окрестностях Ашхабада.

Уже чувствуется осень. И порыжевшие холмы, покрытые в конце лета только выжженной солнцем травой, оживились насекомыми да еще юркими скороходами ящерками, что стремительно уносились в разные стороны прямо из-под ног.

…Степные кустарники упрямо покачивались на знойном ветерке, источая горьковатые и терпкие ароматы. Прогреты щедрым туркменским теплом и поросшие инжиром гулкие ущелья, и холмы с торчащими вверх прутиками высохшего дикого лука и выбеленными в лучах летнего солнца гигантскими ферулами. Полеты воронов венчают сверху протянувшееся пространство, пересекаемое внизу карнавальными полетами красавцев удодиков. Пугливые стайки молодняка горных куропаток, шумно хлопая крыльями, всегда неожиданно объявляют о своем присутствии.

Мы на подъеме, отрезающем пешеходов горных путей от дорог и шумных авто, здесь начинается мир звенящей тишины. Где-то деловито «распоряжались» голоса «невидимых» скалолазов, скрытых в узком ущелье, которые, судя по всему, пытались неторной тропой преодолеть непроходимый изгиб каньона.

— А вот еще кто-то пришел! — обрадовались «невидимки». — Вы кто такие? Присоединяйтесь! Мы — альпинистский клуб «Агама».

— Очень приятно! Спасибо, мы сами по себе, — в тон отвечаю я.

— Ну, счастливо! — донеслось эхом из ущелья.

Наш собственный «туристический клуб» устремляется между каменными нагромождениями с одной стороны и скальными навесами — с другой. Дети обсуждают друг с другом первые находки — сверкающие на солнце камни и окаменелости с выпирающими тельцами морских ежей и с отпечатками древних моллюсков. Все сюрпризы с видом знатоков и гордостью представляются мне «на экспертизу», и я покорно складываю их в свой объемный рюкзак.

Однако, наше единение с природой нарушают выплывающие из марева три фигурки, спешащие навстречу. Нас приятно удивило, что все трое были весьма почтенного возраста.

— Здравствуйте! Почему так поздно идете?

— Всего-то двенадцать! Успеваем. Здравствуйте!

Кстати, при встрече в горах принято здороваться — таков негласный закон.

Среди тех троих — наш старинный друг Овез ага. Когда-то мы небольшой группой ходили в многодневный поход на Большой Балхан в Балканском велаяте. Запомнились долгий подъем через безжизненное безводное ущелье по скалам на неожиданно ровное огромное плато, еще зеленеющее высокой травой; родники, размывающие древние ракушечники, разбитый кем-то фруктовый сад, и, конечно, непревзойденный по протяженности спуск вниз. Здесь, на краю обрыва, мы обосновались на последнюю ночевку перед спуском и наблюдали удивительный закат. Солнце, пройдя «нашу» черту, долго еще заходило за край далекого горизонта там, внизу, в равнинной низине. Это фантастическое зрелище с высоты мы наблюдали часа три.

— Как вы, дядя Овез? — спрашиваю, вспоминая, что заядлому туристу уже за семьдесят.

— Уже три года как на пенсии — теперь только «бродяга», — шутит тот. — Хожу на «тропу здоровья» дважды в неделю и обязательно в горы с компанией.

Махнул рукой на прощание и пустился догонять своих товарищей. В рощице туркменского клена, среди кустарников дикого шиповника и барбариса встречаются деревья инжира, в этом году щедро одаривающие путников сладкими и ароматными плодами. В тупичке у подножия Маркау расположилась еще одна группа любителей отдыха на природе. Не желая нарушать их уединение, мы решили немного свернуть в сторону. Пройдя через «знакомую» разросшуюся с годами ежевику, где можно угощаться ягодами до самой поздней осени, мы проследовали дальше по приятно стелющейся ровными волнами горной тропе. Тут дети с удовольствием пускаются бегом, спускаясь с ветерком и поднимаясь на одном дыхании. Частенько в этом скоростном беговом аттракционе, признаться, и взрослые не стесняются поучаствовать!

На этом отрезке пути состоялась еще одна необычная встреча. Было удивительно наблюдать, как среди привычного летнего ландшафта, где нет ни единой зеленой травки, на безводной почве не ко времени и не в срок расцвел цветок! Мясистый стебель, лишенный листьев, венчался несколькими бледно-розовыми колокольчиками. На небольшой полянке вокруг обнаружено пятнадцать цветущих особей, некоторые из них уже закрылись, образовывая плодики. Почему это произошло на исходе лета, когда весна закончила цвести, а осень еще не начиналась?

Унгерния

Крайне заинтригованные, мы рассказали о кашей находке натуралисту Константину Павловичу Попову, который этот феномен прокомментировал так: «Если бы я увидел луковицу этого цветка, то мог бы точнее определить растение. Но я уверен, что это унгерния спиральная, занесенная в Красную книгу Туркменистана. Пора ее цветения начинается в середине осени. Видимо, вследствие каких-то причин оно наступило раньше. Такое и когда случается. Да и сам факт встречи «краснокнижного» растения — настоящая удача».

А мы готовимся в новое путешествие. Это уже будет путешествие «в осень», и природа раскроет нам свои новые тайны. Ведь и осень бывает такой многоликой и многоцветной — с особенной тишиной, звенящим воздухом, островками задержавшегося лета, с дождями и туманами, с первыми холодами. Но познавать мы будем это не сразу — ведь осень только начинается…

Елена Долгова

газета «Нейтральный Туркменистан» 06.09.2007



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *