Горы. Сборы. Связки

Серия I – Скалодром «Каньон», Большой Балхан

Лежу на спальнике, смотрю в утреннее голубое августовское небо, размышляя о сборах: историческое событие. Впервые в истории Альпклубы «Мерт» и «Агама» решили собраться в горах Большого Балхана для изучения техники работы в связках. Мда, сборы… А иначе как бы я оказалась в 5 утра у нашего зала на стадионе? Пришла практически с хлебом-солью и в кокошнике дорогих гостей из Ашхабада встречать, а поезд задерживается…

К шести подошел Сережа Яковлев, к семи Ирина Гаджимирзоева. Размышления о значимости сборов приняли коллективный характер, и продолжались до половины девятого, пока не поступил звонок от тети Иры Дворниченко – предвестник поездки на вокзал.

Через несколько часов отдохнувшие гости и подошедшие «хозяева» погружены в машины и двигаются в направлении скалодрома «Каньон» в следующем составе:

Альпклуб «Мерт»:
Бегенч Мамедов
Виталий Сагдеев
Байрам Гельдыназаров
Даша Чикаидзе
Сережа Яковлев
Ирина Гаджимирзоева
Дидар Ширдатов
Мердан Джумаев (кодовое имя Саша)
Алексей Чепурин.

Альпклуб «Агама»:
Валерий Михайлович Котвин
Игорь Викторович Кагановский
Ира Дворниченко
Надежда Костова
Вадим Соболев
Сережа Доронин
Руслан Темиров
Максим Федько

На месте сразу же принялись за провешивание веревок и демонстрацию «железа». Скалолазание, конечно, хорошее дело, но когда «больные» на горы люди видят альпинистское «железо»… того и гляди, откусят кусок красного аппетитного «гекса»…

gory_sbory_svyazki-1

Особое место (и время) заняли подъем и размещение раскладной лестницы на уровне верхней части маршрута. Эпичный процесс, нацеленный на дальнейшее размещение там человека, чтоб он свил гнездо, а заодно заснял сверху прохождение маршрута участниками в связке. Лестницу-таки подняли и закрепили, все были этим фактом чрезвычайно горды и довольны, но дальнейшего обустройства для гнездования так и не последовало – заняты были демонстрацией, а затем и самостоятельными попытками на маршруте.

Немного размявшись на скалолазных маршрутах, участники просмотрели демонстрацию прохождения подготовленной трассы связкой Виталий-Бегенч.

Маршрут следующий: движение вверх (с нижней страховкой, вщелкивание оттяжек в 4 закрепленные проушины) -> станция -> движение вправо по полке, по закрепленному перильному тросу (3 оттяжки) -> вверх (2 оттяжки), провешивание одним из участников веревки для выполнения «маятника» — > поочередный «маятник» -> спуск по «внутреннему углу» скалы -> траверс вправо -> лазание вверх (5 оттяжек) -> переправа по заранее закрепленной перильной веревке -> спуск.

gory_sbory_svyazki-2

Увиденное повергло участников в восхищение и энтузиазм. Ничто не смогло убить в людях эти чувства – ни жарившее нещадно августовское солнышко, ни жалящие листья деревьев инжира, под которыми все прятались от жары, ни даже факт, что на прохождение трассы демонстраторам потребовалось более 50 минут. Трасса была поделена на две части, одновременно работали по две связки, все сопровождалось ступором, вопросами, советами, комментариями, в процессе работа связок обрастала все новыми подробностями, люди на судейской страховке закипали, стоя на солнышке. Ожидающие своей очереди засели у инжировых деревьев с биноклями, получая ожоги от листьев, не щадя батареи и снимая происходящее на телефоны. Советчики, в состав коих входили Валерий Михайлович, Бегенч, Вадим, Виталий и Надежда, сновали туда-сюда от скалы к инжировой тени, закипая от солнышка и интеллектуальной одаренности участников в связках.

Вдруг наступил вечер. И тут мы поняли, какие мы голодные. Рядом с большущим казаном стояли и смотрели на нас, улыбаясь, люди с нимбами, крыльями и половниками – тетя Ира и Алексей. Потом был ужин, много разных речей с одним смыслом «как здорово что мы тут вместе собрались» и «как интересно и перспективно то, что мы тут целый день делали». Ясное дело, спать мы легли поздно ночью, точнее рано утром. Я за это время успела поспать, побродить от одной группы беседующих к другой, поесть, опять поспать, опять побродить. Соскучилась по хорошим давно не виденным ашхабадским людям.

gory_sbory_svyazki-3

На второй день сборов планировалось отрабатывать подъем с жумарами, спуск с восьмерками и «гри-гри», тренировка по установке закладных элементов, «гексов» и «френдов» в трещину, лазание с «фифами», работа в связках, лазание с верхней страховкой. Люди гроздьями были развешаны на скалах. Сережа Доронин пожумарил наверх, и навис над Бегенчем, который проверял понатыканные Максимом (висящим здесь же) в трещину закладные элементы. Правее Надежда и Байрам передвигались в связке, отрабатывали переправу. На земле Вадим объяснял мне и Ирине принцип жумарения. Руслан, Дидар и Сережа Яковлев страховали скалолазов. Страхующие, лазающие, объясняющие – все сошлось в веревочной паутине, не желая останавливаться и терять время, потому что вечером грядет поезд, который увезет агамовцев домой.

Итак, пройдя несколько раз скалолазные маршруты, прослушав лекционное выступление Вадима «О жумаре и «гри-гри», нацепив на себя обозначенные средства передвижения, я нацелилась подняться до прям того места, где можно потрогать карабины, на которых висит веревка по которой я собралась подниматься. После нескольких движений жумаром и вытягивания веревки из «гри-гри» я поняла, что основным мешающим фактором является… скала. Да-да, именно. Решил без лазания подняться по скале? Скала обязательно будет тебе мешаться! Захочет отбить тебе последние коленки!

Как-то раз жизнь научила меня беречь ноги, и перспектива разнообразить свои травмы на ногах меня никак не манила. Видимо, вследствие этого неосознанно мои действия складывались следующим образом:

  1. правой ногой от скалы оттолкнуться,
  2. за время «полета» резко поднять вверх жумар с согнутой левой ногой в петле,
  3. прилететь обратно к скале,
  4. амортизировать правой «приземление» на скалу,
  5. вытянуть веревку из «гри-гри»,
  6. пункты с 1 по 5 повторить.

Почему-то в спортивном зале, на одиноко свисающей с потолка веревке, учитывая нахождение ближайшей стены на расстоянии 3м, все было значительно легче. Несмотря на то, что после прохождения 2-х нижних метров внизу начинал активно бегать Виталий, стараясь за конец веревки раскачать поднимающегося, осложняя ему таким образом задачу.

Но вот она я, вот стена, вот мои судорожные барахтания, и вопрос Вадима «Индеец, ты что там творишь?» Оказывается, правой ногой от скалы отталкиваться не надо. Наоборот, нужно ногой за скалу немножко придерживаться, чтоб в сторону не сносило. Дело пошло получше. Но надо будет еще попрактиковаться.

gory_sbory_svyazki-4

Следующим действием в моем плане по захвату мира была отработка размещения закладных элементов в трещине. План провалился с первого же заложенного мною «френда», когда я обнаружила, что слишком глубоко в трещину его заложила, и он не желает вытаскиваться из трещины. Попытки извлечь «френд» предпринимались различными людьми, и спустя час Бегенч сумел это сделать.

Продолжать порчу клубного имущества я не осмелилась, и, убедившись в благополучном исходе дела, по-тихому убралась собирать палатку, рюкзак и прочее имущество. Вскоре после этого решено было сворачивать лагерь. Лестницу спустили, веревки и снарягу собрали, погрузили наши баулы в машину Бегенча, сами пошли пешком.

Вернувшись в Клуб и отдохнув, наши горячие парни решили сыграть в футбол. Играть они, видимо, решили до потери пульса, так как голы никто не считал. Пульс потерялся за полчаса до поезда; быстренько погрузили рюкзаки на машину, сделали групповые фото, и поехали на вокзал. Повспоминали события последних двух дней, и дорогие гости укатили обратно в Ашхабад. А через два дня Бегенч сказал, что на выходных планируется продолжение серии сборов, мы поедем в Ашхабад, и душа моя в ликовании тайно исполнила танец маленьких дикарей.

Серия II – Скалодром «Белые Пятна», Маркоу

5 утра. Вокзал. Дима Кунташов. Три слагаемых, свойственные Ашхабаду.

Решили, что в городе нам делать нечего, погрузились в Димину машину я, Байрам, Ирина, Сережа Яковлев, и выехали на скалодром «Белые Пятна».

Для меня за два года «Белые Пятна» стали легендарным понятием. Об этом скалодроме я многократно слышала от каждого агамовца, никогда не видела, но уже начала мечтать о нем. Заранее скажу, оказалось, не зря, ожидания оправдались.

gory_sbory_svyazki-5

Пока доехали до подножия Маркоу у южной стороны, рассвело. На месте нас уже ждали Валерий Михайлович, который с вокзала забрал Бегенча, а также Вадим, его жена Катерина, и сын Ваня. Дружной компанией мы попытались унести на себе сразу все, что сюда с собой притащили. Не получилось. Рюкзаки, сумки со снаряжением, веревки, вода, еще что-то в мешках и сумках – мы с имуществом смогли бы успешно прожить на «Белых Пятнах» недели две. Для меня навсегда останется загадкой, почему рюкзак Байрама, неподъемный и набитый нашим «железом», остался в живых.

Практически в самом начале пути мы с Ириной отстали от основной группы. Лямка сумки с системами, перекинутая мною через плечо, врезалась в шею. Для того, чтобы ее поправить, я: поставила на землю две пятилитровки с водой, сняла с плеча вторую сумку, поправила рюкзак и первую сумку, надела на плечо вторую сумку, взяла в руки две пятилитровки, оглянулась на Ирину, которая несла в руках сумку с касками, а впереди идущих уже не оказалось на горизонте. Мы остались вдвоем, с нашим добром на руках, в чистом поле посередине широкого ущелья.

«За поворотом их догоним», — сказала я Ирине. Дошли до поворота, но там наших прытких спутников не оказалось. В зоне видимости на склонах троп нет, значит ушли вперед. Тропа в ущелье широкая, но путь изобилует поворотами. Выбрав ориентиром белые пятна на скале, поднимающейся над холмами, встречая по дороге истоптанную гальку, мы пошли по ущелью в выбранном направлении. Останавливаясь на каждой развилке, прислушиваясь, и вдохновляясь пятнистой скалой, мы прошли еще примерно полчаса. Никого так и не догнали. Таким макаром мы дошли до холма, прямо над которым те самые пятна, так что не поймешь, то ли слева обходить, то ли справа. Скинув с себя все сумки, сказала Ирине «Жди тут», и побежала справа за холм посмотреть, что там с дорогой. Забегаю за холм, а оттуда идут мне навстречу Байрам и Сережа. Оказывается, мы почти дошли до лагеря.

Лагерь мы разбили в местечке, называемом «У Байкальчика». Недалеко от этого места есть маленькое озерцо (типа лужица) с ключевой водой. Озерцо и называется «Байкальчик». А до «Пятен» оттуда, как в дальнейшем оказалось, еще пилить и пилить.

gory_sbory_svyazki-6

Подошел Игорь Викторович. Прибыли новые персонажи: Максим, Дана и Рена. Позавтракав, мы пошли в направлении манящей пятнистой скалы. Насколько манила скала, настолько сложным оказался путь. Мало того, что несколько вариантов «поворота не туда», вдобавок колючие кусты, сыпучие скальные склоны, в одном месте крутой сброс, где закрепили перильную веревку, и напоследок карабкание по валунам. Потом шок от того, какая эта стенка оказалось «зеркальной», хотя и с мелкими трещинками. Даже небольшой положительный угол скалы не смягчил визуальное первое впечатление. Ну раз уж приехали из Балканабата, давайте таранить.

Бегенч и Байрам провесили веревки для лазания по двум трассам с верхней страховкой, и мы разделились на две группы: часть участников лазали на подготовленных двух трассах, часть отрабатывали работу на другом скальном участке в связках на маршрутах с закрепленными проушинами. Первой связкой пошли Бегенч и Сережа, Вадим снизу давал им советовательские советы, остальные поочередно атаковали трассы с верхней страховкой.

Я в том числе. Подошла к скале, потрогала. Гладкая, иногда с бугорками и трещинками. Захотела домой. Крикнула: «Страховка готова?», ответ: «Да». Полезла вверх.

Вот всю дорогу по этой скале ощущение у меня было примерно такое: если бы я переворачивала стакан, наполненный водой, а вода не выпадала бы из стакана. Мне казалось, что я эта вода, которая должна, но почему-то не падает. В общем все происходило так: глаза не верят, пальцы и ноги все равно держатся, а мозг начинает скулить «Куда ты опять меня потащила». Конечно, сыграл свою роль наклон скалы под положительным углом. Ну и скальники, в них удобнее держаться на микроскопических трещинках.

gory_sbory_svyazki-7

В этот зубодробящий момент к скалодрому подошел Виталий. Я думала, что я талант, после того как дошла куда надо, не зная куда идти надо. Но Виталий оказался еще талантливее меня, и нашел путь до «Белых Пятен», усложненный дополнительными бонусами. Утром после поезда Виталий задержался по делам в Ашхабаде, и должен был самостоятельно добраться до «Белых Пятен». А ехать надо около часа на автобусе, потом еще надо суметь выйти на нужной остановке в незнакомом месте, пройти через некоторое количество незнакомых построек и деревьев, найти нужное ущелье, и шагать по тропе в ущелье к лагерю. Я как-то раз проезжала по дороге вдоль южной стороны Маркоу, и мне показывали белые пятна на скале. Основываясь на своем опыте, я советовала Виталию выбрать пятна основным ориентиром. Но, как оказалось, у Виталия с собой был другой ориентир. А именно шедевриальное чудо топографии, мастерски выполненное рукой самого Тимура Дурдыева (читай статью Айрыбаба 2013). Судя по карте, в Тимуре умер великий топограф, и он очень верно поступил. Карта размером с половину тетрадного листка, и единственное, что было понятно – это квадратик с надписью «базар». Еще там были и другие квадратики с другими менее разборчивыми надписями, деревья, линии, «арка», и даже человечек, возможно, обозначающий идущего Виталия. В общем на карте был изображен подход к ущелью, а чем руководствовался Виталий в самом ущелье, непонятно. Бонусы пути Виталия картой не ограничились, там был еще один автобус, пересадка, другой автобус, пешком, бегом, и вот он с нами. Я давно заметила его способность находить верную дорогу в незнакомых местах, но этот случай бьет все рекорды.

gory_sbory_svyazki-8

Мало того, что Виталий пришел сам, он сумел еще и мотивировать подняться к скалодрому Катерину и Ваню, оставшихся в лагере. А после перипетий первой половины дня в нем остались еще и силы для «бодрящих пинков» участникам сборов, которые с большей активностью принялись лазать, жумарить, спускаться.

Еще пару раз слазав наверх, я переместилась под маршрут, где лазали с нижней страховкой Бегенч и Байрам. Еще пару раз слазав наверх, я переместилась под маршрут, где лазали с нижней страховкой Бегенч и Байрам. Оценив с Катериной их успехи (Катерина, насмотревшись на лазающих, по итогам дня уже сама могла бы стать инструктором), послушав по «контрольному» разу объяснения Вадима и Бегенча по маршруту и станциям, отстегнулась от первой станции и пошла вверх. Ну как пошла. Полезла. Трасса без всяких там маятников и перил, просто лазание. Просто с нижней страховкой. Встегиваю в проушины оттяжки, веревка двойная, «Крюк!», поочередно встегиваю составляющие веревки в оттяжки. Ползу потихонечку от проушины до проушины, стараюсь не путаться и не паниковать, снизу доносятся бодрящие комментарии Вадима, и менее бодрящая, но громкая болтовня Даны. В этот момент понимаю, почему на меня ругался и грозился согнать вниз в лагерь Бегенч. Поклялась про себя больше никогда не трындеть на всю округу, и как раз достигла последней трети маршрута. Когда протяженность маршрута выше шести метров, меня любит сдувать ветер. И вот то ощущение, что я – «вода, невыпадающая из стакана», но которую хочет сдуть ветер, и которая даже не хочет представлять, что будет, если шмякнуться, не сумев встегнуть оттяжку в проушину. А тут как раз «лысое» место площадью в полтора квадратных метра, проушина по центру, тянусь с правого края к центру, не дотягиваюсь (а ветер дует), спустилась чуть вниз, поползла с левого края. Хорошо быть гибкой. Дотянулась, защелкнула оттяжку. Вверх, там станцию ставить. Поставила станцию, Бегенч поднимается ко мне, страхую его. Спустя пару минут ноги в тесных скальниках рыдают. И это кусочек маршрута, как же тогда, интересно, весь маршрут проходить? Пришел Бегенч, проверил наделанную мною станцию, закрепляем веревку для спуска, скидываем ее, «еду» вниз на «восьмерке», отталкиваясь от стены онемевшими ногами. Приземляюсь с перекошенным лицом, Байрам помогает стащить скальники с ног. Ноги наплакались, иду на трассы лазать с верхней страховкой.

Уже собираемся уходить, пять часов вечера, под скалой мы с 11 утра. Пожарились, полазали, посидели под камушками. Еще одна моя попытка на трассе. На моей любимой последней трети слышу новые голоса – пришли Надежда Костова и Сережа Доронин. Порадоваться не получается, потому что меня опять сдувает ветром.

Спускаемся в лагерь, готовим ужин. Пришел Дима Кунташов. Принес арбуз – все в лучших традициях. Позже приехали участники велопробега Ашхабад-«Белые Пятна» Карен, Артем и Назар. Потом – ужин, разговоры, хождения людей туда-сюда, как обычно допоздна. Стелю спальник в чистом поле широкого ущелья под полной луной. Романтичная романтика. Только луна всю ночь в лицо светила, уснуть мешала.

Утро в лице Виталия было довольно добрым «Просыпайся, пожалуйста, пока по-хорошему прошу». На завтраке заметила, что в сравнении со вчерашним вечером наши ряды заметно поредели. Видимо, проснулись этим утром лишь самые стойкие. Они же и отправились на штурм «Белых Пятен».

gory_sbory_svyazki-9

У скалы разделились на две группы: Бегенч, Дима, Виталий и Сережа Яковлев запланировали в связке пройти маршрут «Пенал». Вадим остался у скалы, чтоб рассказывать им, что делать. Байрам, Ирина, я, Надежда лазали, Игорь Викторович и Карен страховали. Позже Карен удалился для дальнейшего участия в велопробеге «Белые Пятна»-Ашхабад, ему на смену пришел Валерий Михайлович.

Спустя несколько часов активировалось солнышко, и мы, собрав снаряжение и веревки, спустились вниз. С нами спустился и Вадим, так как связка поднялась выше досягаемости его голоса. Спустившись вниз, мы обнаружили в лагере лишь Катерину, Ваню и Рену. А еще большую кастрюлю вкуснейшего супа, не знаю кто его готовил, но пусть ангелы хранят этого человека.

Пообедали, собрали рюкзаки. Высматривали в бинокль связку, поднимающуюся по стене, периодически теряя их из виду, и находя по красной майке Виталия. Через какое-то время они, поднявшись по стене, прошли по гребню, и мы окончательно потеряли их из виду. Переживали часа полтора, вдруг они не туда спустятся или не туда свернут, но наши герои не стали никуда сворачивать, а вернулись в 3 часа прямо к нам. Накормили их, собрали оставшуюся снарягу, и пошли «на выход». Дружно погрузились в машины и поехали на вокзал со свитой провожающих.

Так и завершились исторические сборы, включившие в себя первое восхождение на маршрут «Белых Пятен». Будем продолжать следить за развитием исторической истории в наших летописных летописях.

Дарья ЧИКАИДЗЕ

Фото: Дарья ЧИКАИДЗЕ



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *