Ирина Дворниченко. До сердца и глубже

В 5:30 утра мы (я, Сережа, Богдан, Байрам) стояли в кромешной тьме ремонтируемого шоссе, где еще не установили фонари и кричали в телефоны: «Окей гугл, улица Навои Ашхабад!»

Перед забегом Дима Винокуров написал, что нас приглашает к себе Ира Дворниченко. «Всю толпу?» «Ну да». Мы ее помнили по скалолазным соревнованиям и забегам, где она всегда была в роли организатора, и раздающего участникам «бодрящие пинки», и сострадающая травмировавшимся, и сама участвовавшая в скайраннинговских восхождениях.

Ирина Дворниченко

Я знала, что живет она недалеко от вокзала, но топали мы уже минут 30, а наше «недалеко» все никак не приближалось. Еще минут через 15 мы добились от гугла, что улица Навои от нас через одну улицу. Уже возле дома Богдан подготовил «букет» из копченых и вяленых рыбин. «Ой, мамочки, — сказала тетя Ира ошарашенно, — мне такого еще никогда не дарили».

В сердце тети Иры умещались все – и толпа балканского народа, спящего «штабелями» на полу ее однокомнатной квартиры, альпклубы «Агама» и «Мерт», бардовский клуб, дом престарелых, врачи и медсестры онкологического центра, кошки, обитающие на соседних улицах и мусорках, даже пролетающие мимо голуби, для них за окном стояла кормушка («Ешь, свинота, шо тебе гречка не нравится?»). Еще ей хотелось Найду (лайку с вершины Душака) и чтоб по квартире бегал Ститч (из мультика «Лилу и Ститч»).

Я к ней потом приезжала часто, и сама, и с ребятами («Тетенька, дайте попить, а то так кушать хочется, аж переночевать негде»). Тетя Ира стала для меня отправной точкой в походы и в победы, поддержкой в моих идеях, и всегда говорила «Моя ты умничка» вместо привычного мне «Ну когда ты уже успокоишься и выйдешь замуж».

Моя точка стабильности, в которой всегда ждали, в которую я возвращалась после «нафигаченного» (лечу из Киргизии, «Что тебе приготовить?» «Окрошку!»). Штаб-квартира моих квестов. Горячая точка на карте Ашхабада, где обязательно надо появиться, и что-нибудь принести, чтоб порадовать: рыба, креветГО, хорошая новость…

Ирина Дворниченко

А еще это – «Дашка, приезжай, я в миноре». И приехать. И сидеть в кухне на полу, между тумбочкой и холодильником, и смотреть, как она готовит, и рассказывать, и слушать, и шутить черноюморно, и изложить что-нибудь очередное изобретенное, вывести ее из печального равновесия, чтоб она остановилась, задумалась, изрекла: «Идея». И чтобы захватилась этой Идеей, не мыслила о своем миноре; уехать и получать от нее потом ссылки и картинки об этой Идее.

Или сидеть вечером вместе, и ждать дождя, негодуя, что он «идет» только в телефонном прогнозе. Как-то я вернулась с гор на день раньше, постирала и повесила за окном свое горное. А тетя Ира ждала дождь, слушала шум дождя в погодном приложении, и выглядывала с ним во все окна, шаманя и приманивая выпадение осадков. Шум дождя со стороны окна звучал так реалистично, что я побежала спасать свои гортексы, но за окном – сухо! Тетя Ира наутро: «Проснулась ночью, думаю – пойду над ней постою с этим шумом дождя, пусть бежит опять свое белье снимать;».

И перед каждым моим отъездом домой – мешочек сладостей, «Для малыша». Я: «Ну ни к чему, я сама ему куплю шоколадку». «В детстве, мы жили на хуторе. Через овраг была деревня, а в овраге жил заяц. Когда кто-то ходил в деревню, мне приносили хлеб – заяц из оврага передал. Ничего вкуснее, чем этот хлеб от зайца, я не ела. Передай, это малышу от зайца».

Ирина Дворниченко
Ира Дворниченко на соревнованиях в судейской коллегии. Фото Ирины Пермяковой

Тетя Ира – это что-то, трогающее до сердца и глубже. Это сказка, это безграничная вера в чудеса и в Деда Мороза, доброта, жизнерадостность, ранимость, это кроссы, рюкзачок Zamberlan, и 10 000 шагов каждый день, поток фоточек с котятами, восторженность от каждого цветочка, забывание всех паролей одновременно, божественно вкусно приготовленная еда, это «Лезь на шкаф, там твой компот», Zuma, смех звонкий, обнимашки «Приезжай еще», сообщение в поезд «Ты на паровозе?», брелок на запасных ключах от ее квартиры «Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать». Это все – на фоне сахарного диабета, онкологии, операционного удаления опухоли, 3 лет химиотерапии, и метастаза в печень… Внукам своим буду рассказывать об этой стойкости.

Близкая, как мама, ждет, где ж меня там носит в горах, пишет: «Дашка, ты где?», и тут же шлет фотки, где она – отмечает корейский Новый год в Чули, встречает весну в Фирюзинском ущелье, улыбается облакам над Маркау… Или фоторепортажи из Бегдаша, Янгыгала, Айрыбаба…

«Моя мама – самая лучшая (школьное сочинение ее сына к 8 Марта). Она никогда не кричит и не ругается. Она самая красивая, и самая добрая».
Наверное, в каждом, ее знающем, сидит теперь это чувство осиротелости.
Тетя Ира… Самая светлая память………..

Дарья Чикаидзе,

фото с личной страницы Ирины Дворниченко в «Одноклассниках»

14 комментариев к “Ирина Дворниченко. До сердца и глубже”

  1. Трогательный текст о замечательном человеке…

  2. Абиша

    Тетя Ира была хорошим человеком, который всегда примет, накормит, поймёт, поддержит и не будет осуждать. Светлая память!

  3. Бегенч

    Спасибо Даша. Жаль потерять такого человека, хоть я и небыл так близко знаком, но чувствовал ее доброту очень сильно.

  4. Светлая вечная память тете Ире. Мировая женщина. Если бы половина людей в мире были бы такими как она Мир был бы добрейшим!

  5. Алиса

    Я совсем чуть-чуть и очень недавно узнала её…пусть земля ей будет пухом, светлый человек ушел.

  6. Елена Курбанова

    Сегодня 9 дней, как с нами нет нашей Иринки! Мы, туристы и агамовцы старшего поколения тесно общались с ней долгие годы. Хочу сказать о ней несколько слов. Да, большой души и сильного характера был человек! Сколько сияния, позитива от нее исходило! Коммуникабельная, умная (с Золотой медалью в свое время школу закончила, не говоря о прочих заслугах), жизнерадостная! А как любила жизнь! До конца верила, что есть шанс. Уже будучи очень больной, 16 мая 2018 года в день рождения старшего сына Максима, за неделю до своего ухода, собрала друзей на плов, чтобы отметить этот значимый для нее праздник. Сколько хороших воспоминаний о ней! Сколько совместных поездок! А как пела украинские песни! А какие столы накрывала для друзей! Помогала многим и словом, и делом. Все останется в нашей памяти! Ирина до последнего надеялась…. Стойкий был человек! За несколько дней до ее ухода зашла ее проведать, как оказалось, попрощаться. Она мне тихонечко так сказала по-украински: « Я нэ сдамся бэз боя!». Жаль, но чуда не произошло! Светлая тебе память, Ирочка!

  7. Mama byla samoi lu4shei v Mire! Posle moego pereezda za granitsu i pereezda moego brata v Rossiyu, ei kone4no bylo o4en’ grustno. No nashe fizi4eskoe otsutstvie pozvolilo ei potratit’ vremya na sebya i na drugix, zanyat’sya tem 4to ei bylo po dushe (4emu ya o4en’ i o4en’ rad).

    Vi ne predstavlyaete na skol’ko mne povezlo byt’ sinom etoi zhenshini xot’ u vas i est’ predstavlenie o ee dobrote, otkritosti i entuziazma.

    Spasibo, Dasha!

  8. Владимир Гасумянц

    Дашуль, спасибо тебе за такие трогательные слова о нашей ИрочГЕ /ты же знаешь — таким окончанием она так многих нас называла/. Знаю ее давно, аж с ТОГО века, и могу смело подписаться под каждым твоим словом /это я не примазываюсь к соавторству статьи, а восхищаюсь сказанным тобой/. Еще раз спасибо тебе, Дашуль!

  9. Валентина Никитина

    Шок! Не может быть. Первая реакция на известие о смерти Иришки, так мы ее между собой звали. В памяти конец апреля день рождение Лены Курбановой и Сердара в горах на мятной поляне и смех Иришки ее поздравление и песни и как она танцевала со всеми, и только легкая грустинка в глазах иногда туманила ее взор. Ни одной жалобы, ни одного слова о той боли которая жила в ней последнее время и только сейчас понимаю что если б знала об этой боли может искали другие параллельные методы борьбы с этим недугом отобравшим у нее жизнь, так горько что не зашла, не поддержала в то время, считала что если человек не жалуется то все в норме. Прости Иришка, милая, добрая, терпеливая и верящая в медецину, которая к сожалению может и продлила ей жизнь, но еще не нашла способа избавления от страшного недуга. Есть такое выражение: у Бога все живы. Я верю что твоя чистая ангельская душа поднялась к Богу и посылает нам свой привет, где бы не были и по прежнему всегда готова и оттуда всем помочь! Мы знаем, ты навсегда теперь с нами, в каких горах или ущельях мы не будем идти своими тропами, мы будем рассказывать о тебе нашей Иришке! Светлая память тебе!

  10. Валентина Никитина

    Боже мой! Как быстро проходит время и память не успевает сортировать события по датам и даты сливаются в один горный поток как бурные реки. Так и у меня получилось, что два разных события: день рождение Терезы и Сердара в феврале в горах, слилось по восприятию с днем рождения Лены Курбановой в горах в конце апреля. Простите ребята, Иришка с нами была на дне рождения Терезы в феврале, но это был солнечный прекрасный день и она была такая веселая и радостная, шутила, пела песни, что и мысли не возникало что Иришка уже тогда была очень больна, и потом в апреле, когда было так же солнечно и тепло, ее уже не было с нами, а мы в горах по прежнему дурачились и смеялись, поздравляли Лену и пели песни, но без Иришки… Прости Иришка, ты всегда была. с нами и остаешься с нами навсегда, посматривая на нас с небес, и мы каждый раз будем посылать тебе привет, а я по прежнему буду кричать: Горы! Мы вас любим!, думая и о тебе в эти мгновения!

  11. Великое счастье быть её сыном и нести в себе этот свет. Спасибо, Даша. Спасибо Агама

  12. Владимир Гасумянц

    Мальчишки и девчонки (разных возрастов, поколений и пр.), читающие комментарии и знающие нашу Иришку: она ушла под утро 23 мая 2018 г. За 3 дня до ухода мы с Валентином Курбановым зашли к ней (там было много народу — и Мухамед — отец Азата,младшего Иришкинового сына, о коем писал старший сын, Максим, и сёстры Мухамеда, и сиделки, затем пришли подруги) — мы с Валентином хотели предложить литературу по нетрадиционной медицине. «Ой, Валентин! Привет! Ой, и Володька здесь!!!». Я поставил три восклицательных знака условно — она была нам очень рада, но эмоции её были через боль, стало быть, негромко… Мухамед: «Да, возьмём, посмотрим нужные абзацы, попробуем. Тем более, что и Ирина согласилась…хотя бы нужно было это на пару месяцев раньше…» Не дословно, но примерно так. Через пару дней захожу уже один — как раз был в том районе, где живёт (не хочу говорить — теперь жила) Иришка: нужно было эти книги взять обратно…Да, обратно. Мухамед говорит — глядя на её состояние, дела плохи. Хотя бы дождалась Максима, который прилетает послезавтра (забегая вперёд, скажу — к сожалению, не дождалась…). И этот мой визит был, чтоб, как оказалось, попрощаться с Иришкой уже навсегда. Снова — рада видеть, приветствие жестом, попытка улыбнуться. «Ирочка, не говори ничего, Береги силы!» А я был по пути в домой, чтоб взять гитару и пойти в дом престарелых — там иногда энтузиасты устраивают концерты. Зная, что Иришка туда тоже заходила с группой добровольцев, что бы что-то раздать тамошним пациентам, я подумал — завтра к ней схожу, расскажу, что виделся со слепым гитаристом, о котором она мне когда-то говорила и которому потом обновили струны. Но «назавтра» я уже получил печальную весть…

  13. Ирина Петреченко

    Тяжело… Очень тяжело… Хотя прошло уже уже почти 3 недели, как перестало биться сердце нашей Иришки, но до сих пор трудно думать о ней в прошедшем времени… Ириша была невероятно светлым, дружелюбным и удивительно оптимистичным человеком… Очень гостеприимная и радушная хозяйка — она старалась накормить вкусно всех гостей — и людей, и животных… К ней прилетали на обед голуби, приходили постоловаться окрестные кошки. И никому не было отказано в добром слове и еде. У нас существовала традиция — 1 января каждого года мы всегда собирались к вечеру у Иришки для встречи нового года уже в кругу друзей. В этом году Ириша уже невпжно себя чувствовала, но сказала: «Традиция есть традиция… Приходите…» И мы пришли, и был накрыт стол, и мы поздравлялись, не представляя, что этот Новый год будет последним в жизни нашей Ириши.
    Я виделась с Иришей в тяжёлые для неё последние недели. Ей уже трудно было ходить, но, лёжа перед экраном телевизора она слабым голосом подпевала певцу… Знаю, что одной из любимых Иришиных песен была «Я люблю тебя, жизнь…» И она действительно любила жизнь во всех её проявлениях…
    Покойся с миром, Ириша! Нам очень тебя будет не хватать…

  14. Максат Шаллыев

    Верую, что Ирина уже на небе, около Бога и что молится за нас. И мы встретимся вновь… Не грустите друзья, мы будем вместе и уже навсегда в лучшем, радостном и бесконечном мире!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *