История познания флоры страны, в том числе хребта Копетдаг, связана с учёными, проявившими необыкновенную волю, ответственность и целеустремлённость. Имена первопроходцев-ботаников остались в названии более двухсот видов растений флоры Туркменистана. Они также носят имена соратников, либо людей, оказавших помощь в открытии и описании нового растения.
Где в Копетдаге степной пояс?
Живописные страницы описаний своих поездок совместно с ботаником и садоводом А.Михельсоном составил В.Липский – ботаник-флорист, путешественник и знаток ботанических садов мира. Он впервые вывел для пояса высоких предгорий Копетдага понятие «полынная степь». Позже геоботаник Е.Черняковская назвала растительность предгорий «эфемеровой степью», Е.Коровин – «глинистой пустынью», а геоботаник Л.Березин разделил полупустыню, полустепь и сухую степь.
И только ботаник-географ М.Попов, объединив ботанико-географический взгляд с флористическим подходом, впервые отметил, что растительность равнинной части и низких предгорий Копетдага представляют собой типичную пустыню, а не степи. В Копетдаге им был выделен пояс горной полупустыни, полустепи и степной пояс, расположенный выше арчовников. Именно Копетдаг и есть, по мнению М.Попова, «истинная родина множества разнообразных засухоустойчивых ксерофитов».
Неумолимый шаг времени отделяет нас от жизни и научной деятельности флориста и систематика Туркменистана – В.Никитина, знатока местной флоры, неутомимого организатора, посвятившего 50 лет жизни познанию флоры Копетдага. Завершением творческого труда исследователя стал «Определитель растений Туркменистана» – памятник неутомимому труженику. Этим справочником современные учёные пользуются до сих пор.
Ботанико- географический метод в анализ горной флоры воплотил Р.Камелина. Он изучал историческое развитие растений в связи с региональными растительнымы сообществами и едиными биоценозами, в чем помогали и зоологи.
Чьими именами называют растения
Среди первопроходцев ботанической науки были первый директор Ботанического сада Л.Березин и его сотрудник Н.Андросов, именем которого названо около двух десятков растений. За названиями отдельных эпонимов стоят запоминающиеся истории. Одна из них произошла вокруг нового вида – пузырника Атабаева – реликтового неогенового палеоэндема. Отдельные особи его растут и сегодня на мелкощебнистом субстрате в окрестностях посёлка Гурыховдан.
Жёлто-сиреневые цветки изящного и засухоустойчивого кустарничка можно увидеть весной, а вздутые плоды – в июле. Вид был описан Б.Федченко – российским ботаником-систематиком и географом в середине тридцатых годов XX в.
Новый вид был назван в честь Гайгысыза Атабаева, председателя туркменского правительства, который помог учёным организовать научную экспедицию в трудные тридцатые годы XX века. Вид внесён в Красную книгу Туркменистана.
Как находят редкие виды?
Интересной оказалась история утверждения систематического статуса крылотычинника копетдагского. Этот редкий эндемичный вид произрастает в пределах экстремально малого ареала на площади не более одного гектара. Расположился этот гектар в среднем поясе гор в 1000–1200 метрах над уровнем моря в урочище Куртысув. Здесь произрастает лишь 600 особей этого вида.
Путешествуя в 1912 году по горам Копетдага, В.Липский обратил внимание на это необычное растение. На первый взгляд вид соединил в себе какие-то черты мориеры закаспийской и ирано-закавказских видов крылотычинника. Ботаник-флорист Е.Черняковская так и определила его как мориеру закаспийскую.
В 1981 году единственное местообитание растения обследовал В.Бочанцев. Кстати, именем этого ученого названо два рода и 22 вида растений. Обратив внимание на строение венчика и другие особенности В.Бочанцев понял, что перед ним совершенно новый неизвестный ранее вид. Неколючий полукустарничек получил имя – крылотычинник копетдагский.
Почему он столь редок, даже несмотря на высокую засухоустойчивость? Как выяснилось, большая часть созревших семян нежизнеспособна. Причина, возможно, лежит на клеточном уровне или там просто отсутствует группа насекомых-опылителей. Вид внесён в Красную книгу Туркменистана.
200 тысяч листов — опора для систематиков
В Национальном гербарном фонде Академии наук Туркменистана ныне собрано более 200 тысяч листов высших растений со всей территории страны.
Сбором гербария и его обработкой занималось не одно поколение ботаников. Учёные, вооружённые опытом классификации живых организмов на основе эволюционного принципа и данных всех биологических дисциплин.
Глубокие знания и научная практика остаются верным подходом к сохранению национального природного богатства.
Галина Камахина,
кандидат биологических наук.