Пещеры Койтендага имеют реликтовое происхождение?

Когда появились пещеры хребта Койтендаг? Почему в местных горах, где развит карст есть также глубокие каньоны и речная сеть, что выглядит парадоксально? Попробуем разобраться с этим вопросом.

Зайдем издалека. Известно, что карстовые массивы обычно являются переохлажденными в сравнении со среднегодовой атмосферой. Объяснения тому просты. Чем ниже высота над уровнем моря, тем выше температура. Прохладные снеговые и дождевые воды, проникнув вглубь карстового массива в верхнем поясе гор, теряют тепловой контакт с атмосферой. На входе в массив атмосфера и вода одинаковой температуры. А на выходе из массива километром ниже температура воздуха повысится. А температура воды карстового источника повысится не настолько, оставшись на 6,50 градуса ниже. Поэтому глубинные карстовые источники имеют аномально холодную воду.

Однако, в Койтендаге это не так. Измерения ряда источников у подножия массива — в районе Ходжапиля, на окраине поселка Койтен, высокогорный источник над поселком Свинцовый рудник, Карабулакский источник дали парадоксальный результат. Все они по температуре были близки среднеатмосферной на данной высоте. Этот вывод подтверждается и температурой таких пещер, как Геофизическая, Хишим-Ойик, Кап-Кутан. В указанных пещерах температура близка среднегодовой атмосферной на той же высоте.

Таким образом, весь массив не обнаруживает признаков переохлажденности. Это означает, что ни один из этих водотоков не прошел вглубь массива. Они дренировались в приповерхностных слоях почвы и рыхлых отложений, не теряя тепловой контакт с атмосферой.

Можно сделать еще один парадоксальный вывод — карстовый массив Койтендага в его современном виде на самом деле не карстуется. При наличии огромного количества пещер вывод выглядит ошибочным. Однако, вспомним и еще три факта: почти полное отсутствие поверхностного карстового рельефа на массиве, развитие каньонов, повсеместное отсутствие воды в пещерах. А ведь, типичный карстовый рельеф предполагает большое число поноров и полное отсутствие поверхностной речной сети. Но в Койтендаге видим обратную картину — речная сеть при отсутствии поноров.

Отсутствие воды в пещерах можно объяснить современной аридностью климата. Плювиальные эпохи, соответствующие эпохам оледенения в Европе, могли сопровождаться более влажными условиями в пещерах. Но развитие каньонов и отсутствие поверхностного карстового рельефа объясняется лишь не карстуемостью пород. Вероятно, прав был спелеолог Владимир Мальцев, который рассматривал карст Койтендага как реликтовый, лишь активированный в недавнем геологическом прошлом.

Однако, парадокс этим еще не снимается, ведь во время образования пещер массив был, очевидно, карстующимся. Объяснение предлагается следующее: карстуемость определяется не только растворимостью породы. Одна и та же порода может быть карстующейся и не карстующейся в зависимости от наличия или отсутствия в ней трещин.

А трещины в известняке, из которого сложен хребет Койтендаг, особенно мелкие трещины, легко залечиваются мигрирующей водой. Этому способствует и вертикальный градиент температур. Вода течет сверху вниз, температура в массиве также растет с глубиной. Следовательно, насыщенная по карбонату вода может легко стать пересыщенной (растворимость СО2 падает с температурой). Как следствие – кольматация (залечивание) трещин. Если при этом горообразовательные процессы затухли и не генерируют новой макроскопической трещиноватости, массив со временем теряет свою карстуемость.

Александр Дегтярев
Фото: Михаил Переладов



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *