Нынешние питерские номинантки из шорт-листа премии Стальной ангел — Ольга Падучева и Мария Комиссарова — прошли пятерку на пик Шоколадный. А назвали этот пик так первовосходители Рамон Деспье и Жан-Поль Баррока в честь шоколада, оставленного ими на вершине. Вот и лезут туда, наверное, теперь все за шоколадом. Это, конечно, шутка, но почему девушки выбрали именно эту вершину и этот маршрут расскажет Оля Падучева.
Итак, представляем еще одних номинантов в шорт-листе Стального ангела 2022:
Пик Шоколадный (3668, Ц. Кавказ, Узункол) по ЮЗ ст, маршрут Р.Дерспье и Ж-П. Баррока, 1975 г, 5Б. Ольга Падучева и Мария Комиссарова (СПб).
Общая протяженность маршрута 800 м, из них где-то 500 метров — стенная часть. Протяженность маршрута: 800 м. Протяженность участков: V кат сл. — 370 м, VI кат сл.85 м
Девушки прошли маршрут за один световой день — за 12 часов. ИТО по их словам было местами, особенно на первой и последней веревке, остальное преимущественно свободным лазанием. И это подтверждает время прохождения.
Особенности маршрута: в серединной части он проходит по водопаду, рельеф живой и разрушенный. Из описания ПП.Захарова: «Стена пика Шоколадного характерна сложной скальной работой на всем протяжении 500-метровой стены. Косая расщелина, проходящая вдоль всей стены, при выходе расширяется в осыпной кулуар. Снег, тающий на вершине, стекает сюда потоками воды».
Рассказывает Ольга Падучева
Перед тем, как залезть маршрут, до него нужно дойти. Обычно для многих альпинистов, это самая нелюбимая часть. Но подход до пика Шоколадный особенно очарователен и интересен. Сначала пришлось переходить горную реку вброд. В некоторых местах ледяная вода доставала до середины бедра, и когда конечности совсем теряли чувствительность, мы вставали на камешки, отогревали их и шли дальше. Потом нам пришлось идти по заросшему курумнику с колючими кустами, и только на обратном пути мы поняли, что просто не нашли тропу. А в конце пути, когда мы уже изрядно устали — уткнулись в скальную стенку 20 метров высотой, куда пришлось взбираться со всеми нашими баулами. Благо добрые люди оставили веревку, и мы залезли сперва сами, а потом вытянули рюкзаки. Дойдя до места ночевок на морене среди ледника, где не было ни одной живой души, почувствовали себя затерянными на лоне природы. Одинокая ночёвка в ущелье невероятно приближает к природе и заставляет в очередной раз задуматься о том, какой большой и прекрасный этот мир, и какой ты маленький по сравнению с ним. Но это уже лирика.
Маршрут мы полезли на следующий день, начали лезть в 5.30, а на вершине были в 17.50. Шли в основном по одновременной схеме движения, когда второй страхует лидера пока жумарит. Благодаря этой тактике удалось сэкономить много времени.
Сам маршрут в целом логичный, там тяжело заблудится, в некоторых местах, правда, удивляло наличие старого железа там, куда лезть совершенно не хотелось, и можно было обойти эти участки лазанием по камину. Но, возможно, там шли те, кто не хотел лезть по разрушенному камину.
Да, про разрушенный рельеф. В середине маршрута его очень много, лезть приходилось по месту схода воды. У нас скалы были сухие, но разруха там знатная: берёшься за зацеп, а он остаётся в руках. Благо камни не летали, и мы ничего не скидывали друг на друга.
Еще есть одно местечко на маршруте интересное — траверс по полке с переходом за угол с живым блоком посередине, там второму пришлось понервничать.
Кстати, про роль второго, Маше было непросто, и она часто ругалась, я все не могла понять, на меня или на жизнь. Маша говорит, что на этом маршруте сильно полюбила и поразвлекалась с маятниками и самовыдачей. Тут не могу не привести цитату, которую не так давно мне сказали на чемпионате России: «Слабый лезет, сильный жумарит». Так и получилось (смеется).
Так все-таки вы не изменили своей традиции и на Шоколодном тоже заблудились, только на подходе? Может, это можно считать вашей удачной фишкой? Типа заблудился в ночале и благодаря этому мобилизовался дальше…
Оля. Да, судя по всему, это наша добрая традиция. Где-нибудь накосячить обязательно нужно, чтобы потом все прошло гладко. На подходе мы сбились с тропы, когда после брода стали подниматься на морену. Мы вообще-то даже не знали, что там есть тропа, просто пошли напрямую, зато на обратном пути увидели хорошую тропу без кустов и куркума. Но по кустам же веселее (смеется).
Почему вы выбрали именно этот маршрут?
Оля. Мы выбирали тот маршрут, который могли бы пройти за день, поэтому выбор пал на Шоколадный, так как остальные 5Б в районе идутся заведомо с ночевкой. Хотя спальник с тентом мы все же взяли, отчего изрядно страдал второй, когда жумарил.
Много ли шоколада съели на пике Шоколадном? И не шоколад ли ваше секретное оружие?
Оля. Шоколада у нас с собой было немного. Хотя первовосходители и назвали гору в честь оставленной на вершине шоколадки, но нам на вершине досталось несколько леденцов от ребят с Москвы, от тех, кто перед нами пролез первопроход — группа Кости Маркевича. А мы не поскупились и оставили шоколадную конфету в вершинном туре, ведь традицию нельзя нарушать.