В далёком прошлом на огромных просторах от Северной Африки до самого Черного моря плескались воды древнего моря Тетис. Прошли тысячелетия, прежде чем море отступило, а постоянные движения земной коры привели к формированию горного рельефа хребта Копетдаг, наделив его мощными толщами известняков, известняково-глинистыми песчаниками, светло-серыми мергелями и другими породами. Хребты, крутые и узкие ущелья, межгорные долины, наклонные поверхности наглядно представляют обзор этапов геологического роста и развития гор.
Природа одарила Копетдаг и родниками, возле которых всегда кипит жизнь, особенно в знойный период, а еще плодородной почвой — серозёмами, дополнив их по долинам горных речек и ручейков луговыми почвами. Здесь, на границе позднего мела и палеогена или около 12 миллионов лет тому назад, зародилась растительность Копетдага, отдельные представители которой в качестве реликтов дошли до наших дней.
Так, на мелко-щебнистом субстрате в окрестностях поселка Гурыховдан можно увидеть весной желто-сиреневые цветки пузырника Атабаева, в окрестностях поселка Шамли — прикорневые розетки листьев поповиолимона туркменского, а возле села Куртусу — лиловые цветки крылотычинника Копетдагского, местообитания которых больше нигде в мире не отмечены.
В самых разных почвенно-климатических условиях горной местности на разной высоте произрастает более тысячи видов растений, самые многочисленные из которых — это виды из семейства сложноцветных, злаки и бобовые. Причем травянистых растений в Копетдаге намного больше, чем кустарников и деревьев.
Одни виды растут в условиях жесткого дефицита почвенной и воздушной влаги, называемые ксерофитами, другие — по дну глубоких затененных ущелий на увлажненной почве (мезофиты). В сырых понижениях речных пойм и около родничков растут влаголюбивые виды — гигрофиты. Между ними много разных промежуточных форм, склоняющихся то в одну, то в другую сторону. Каждый из них занял свою природную нишу, сохранив в своем облике все характерные особенности экологических условий, став при этом и барометром среды обитания, меняющейся под влиянием высоких температур и водного дефицита.
Самым главным растением гор считают можжевельник туркменский, или арчу — хвойное дерево-долгожитель, которое по своей экологической значимости не может заменить ни один другой вид местной флоры. В чем причина этой повышенной ценности? Ответ очень прост. Арча — главный стержень в строительстве всех горных растительных группировок. Отдельное дерево арчи живет 600 и более лет.
Там, где арчи нет, доминируют сухие полынные «степи», лишенные буйства весеннего разнотравья, многие из которых — лекарственные виды либо дикие сородичи культурных растений. Корни арчовых долгожителей веками удерживают почву и композицию склонов гор, собирая живительную влагу от осадков, тем самым создавая условия для роста и развития большей части состава местной флоры. Именно по этой причине можжевельник туркменский включен в Международный список охраны природы (МСОП) как основной строитель горных сообществ Копетдага.
Арчовники — экологический индикатор устойчивости не только горных, но и равнинных экосистем. Кроме того, арчовое редколесье формирует целебность и чистоту обезвреженного от микробов горного воздуха, насыщая его запахом своей чешуевидной хвои и ароматом красноватой древесины, которая настолько прочна, что не поддается разрушению живыми организмами.
Древними реликтами более влажных эпох являются платан восточный, орех грецкий и дикорастущий гранат обыкновенный. Предковые формы туркменской яблони выращивали здесь еще в V — IV веке до новой эры со времен Парфянской империи. Интересно, что многие стародавние местные сорта винограда — потомки сортов парфянской культуры, которые, в свою очередь, произошли от дикого винограда, встречающегося и сегодня. Ботаники отмечают, что местные сорта инжира обыкновенного были перенесены населением в культуру из дикого состояния.
Более широкое распространение по сухим склонам Копетдага имеют листопадные ксерофитные «леса» из кленовника, миндальника и парнолистника, образующие относительно крупные массивы, которые все чаще развиваются по саванному типу. Фрагментарное распределение имеют также багряники, боярышники, кизильники и фисташники, имеющие большое значение как генофонд.
Большую ценность представляют также и тугайные леса из карагача, каркаса, тополя, ивы и ясеня, которые были обычны здесь еще со времен энеолита. Сегодня они — живые свидетели минувших эпох.
Особой изюминкой растительного покрова Копетдага следует считать его горные ковыльно-типчаковые степи, которые поднимаются выше лесных арчовых сообществ.
Растительные сообщества Копетдага, будучи разнородными по видовому составу и условиям произрастания, представляют собой бесценный природный ресурс нашей страны, являются национальным достоянием.
Николай ЕФИМЕНКО
Фото: Олег ВИНОКУРОВ, Владимир КОМАРОВ