Окрестности вереницы солончаковых ложбин Унгуз — отдаленное, загадочное, притягательное место в Каракумах. По Унгузу в самой сердце туркменской песчаной пустыни Каракумы делятся на составные части. Севернее — Заунгузкие, южнее — Центральные, на юго-восток, соотвественно, Юго-Восточные. Разграничили их географы согласно геоморфологическим особенностям, которые далеко не однородны.
Окрестности Унгуза интересны средоточием природных достопримечательностей. Это гипсовые кристаллы самого Унгуза. Серные бугры, огненные и водяные провалы Дарвазы. Белые склоны глубочайшей в Туркменистане впадины Акча-кая и серебряные озера ее минерального источника. Это край удивительных ландшафтов!
Гипсовые кристаллы Унгуза
Заунгузье отделяет от остальной части Каракумов цепочка солончаковых ложбин, что протянулась на десятки километров. Некоторые исследователи высказываются в пользу речного происхождения впадин Унгуза. На наш взгляд, здесь работал еще и тектонический фактор. С самолета и на космических снимках через чехол песчаных отложений «просвечивают» тектонические разрывы, с которыми связаны эти ложбины.
Дно унгузских впадин засолено, глубокими трещинами разбито на ячейки, растительности здесь практически нет. Сильные ветра и сушь не дают подняться ни травинке. Зато земля «проросла» торчащими из земли кристаллами гипса. Они ослепительно блестят на солнце как граненое стекло. На пологих склонах впадин кристаллы гипса выдаются из почвы на двадцать сантиметров, придавая местности неземной вид.
Эти кристаллы — спрессованный из тонких пластин монолит, который от удара растрескивается и распадается на ровные и тонкие поперечные или продольные составляющие. Это вызывает неизменное удивление у путешественников.
Пейзаж дополняется живописными оврагами с отвесными обрывами. Необычайный вид местности позволяет отнести впадины Унгуз в Каракумах к ярким природным достопримечательностям.
Огненные и водяные провалы Дарвазы у серных бугров
В этих же местах в местечке Дарваза находятся знаменитые серные бугры. Десятки их приурочены к Зеагли-Дарвазинскому куполовидному поднятию. Здесь по тектоническим трещинам длительное время поступали рудоносные растворы, содержащие серу, железистые и кремниевые соединения.
Серу разрабатывали тут с тридцатых годов XX века, но позже геологоразведочные работы были направлены на поиск газа. В пятидесятых годах прошлого века здесь обнаружили погребённые поднятия с промышленными залежами газа.
Данные геологической разведки подтвердила одна из первых поисковых скважин, вскрывшая залежь на глубине около тысячи метров. Затем последовали мощный водно-газовый фонтан, оседание грунта и образование провала диаметром свыше семидесяти метров. На дне провала из многочисленных трещин продолжали просачиваться вода и газ.
Такая же история случилась и с другими скважинами. Чтобы не портить экологию, поступающий в провалы природный газ подожгли. Горит он до сих пор.
«Огненный» и «водный» провалы привлекают туристов, стали редкими по зрелищности памятниками природы. Особенно эффектно пламя в ночное время.
Самая глубокая впадина Акчакая (Ахчакая, Акджагая)
В пределах Заунгузья есть еще одна ландшафтная достопримечательность. Она находится в пологом прогибе северной окраины Центрально-Каракумского поднятия. Над ней поднимаются чинки южных останцов Восточного Устюрта, сложенных морскими глинисто-карбонатными отложениями палеогенового возраста, названного ЭшекАнкренкыр.
Это Ахчакаинская (Акчакаинская) впадина, длина которой составляет до полусотни километров, а ширина — до 15. Очертания окруженной песчаной пустыней впадины похожи на распростертые крылья птицы. В средней своей части она сильно отогнута на юг и разделена на две котловины.
Это самая низкая точка на территории Туркменистана: от 83 до 91 метра ниже уровня Мирового океана. Место удивительное по красоте и своеобразию рельфа.
В формировании впадины главную роль играли процессы поверхностного стока, распыления коренных пород и выдувания пыли с поверхности пухлых солончаков. Из-за расчлененного рельефа подъехать к
впадине практически невозможно. Перепад высот между песчаными грядами барханов и разделяющими их понижениями достигает сорока метров.
Минеральный источник впадины Акчакая
Достопримечательностью впадины стала самоизливающаяся водная термальная скважина и возникшие озера вокруг. Как показали исследования прежних лет, здешние подземные минеральные воды содержат йод, бром, бор, марганец, железо, обладают бальнеологическимн свойствами. Минеральная вода впадины Ахчакая (Акчакая) известна местному населению как лечебная.
Распространено мнение, что вода скважины содержит радон. Желая прояснить этот вопрос, мы обратились к сводным производственным отчетам гидрогеологов о минеральных водах Туркменистана. Однако, сведения с составе вод Ахчакая там отсутствовали.
Участниками поездки, организованной альпинистским клубом «Агама», была предпринята попытка заполнить брешь в этом документе. Для чего из самоизливающейся скважины в центральной части впадины были отобраны пробы воды для проведения химического анализа в лабораторных условях.
На месте был проведены замеры дебита скважины, температуры воды в её устье. И по прибытии в Ашхабад выяснилось, что вода сильно минерализованна, содержит хлор, натрий и калий, кальций и магний. Радон, кстати, не определился. Однако, этот элемент действительно присутствует в составе некоторых минеральных вод Прикарабогазья.
Район Унгуза тяжёл для освоения по климатическим условиям, безводности. Несмотря на трудности для передвижения автотранспорта, удалённость от дорог и человеческого жилья эти суровые места имеют свою неповторимую красоту.
Анатолий Бушмакин,
кандидат геолого-минералогическиx наук
газета «Нейтральный Туркменистан», 22 августа 2017 года