Зимнее восхождение на Бокс по Михайлова 5Б в Ала-Арче

Альпинистки сборной Красноярского края в марте прошли самую сложную «пятерку» в ущелье Ала-Арча, Киргизия. Анастасия Козлова, Дарья Серюпова и Мария Дюпина, все — мастера спорта. Они поднялись на пик Бокс (4240 м) по маршруту Михайлова 5Б за три дня или 27 ходовых часов. Длина маршрута составила 1 175 метров, перепад высот –  798 метра, до гребня прошли 16 рабочих веревок. Это восхождение удостоилось четвертого места Чемпионата России по альпинизму в ледово-снежном классе 2021. От третьего места их отделяет лишь 29 сотых балла.

Зимнее восхождение на  Бокс по Михайлова 5Б в Ала Арче

Ранее женская команда Бабушкина-Ментовская в 2014 году проходили маршрут зимой, но не менее, чем за четыре дня. Красноярские альпинистки собирались и смогли пройти маршрут за три дня — самое быстрое женское восождение на пик Бокс.

Подробности восхождения 14-16 марта 2021 года в отчете поведала Мария Дюпина:

Государственный природный парк Ала-Арча — в Киргизии в 40 км от Бишкека.

Зимнее восхождение на  Бокс по Михайлова 5Б в Ала Арче

Вечером 13 марта забросили железо под маршрут, протоптали тропу, провесили перила через трещину в леднике, сложили туры на камнях, в полной уверенности, что утром перебежим ледник — не заметим. Ледник, надо отметить, офигенный. Просто космической красоты. Лабиринт из трещин. Вековой лед.

Вышли в 4.30 утра. Естественно заблудились, и пока шарохались в тумане, потеряли два часа ходового дня. Особенно обидно, что никто не догадался вечером записать трек. На будущее учтем (говорю я себе уже третий раз).

Подобравшись к стене, не замечая ничего вокруг в 8.10 утра начинаю лезть одну веревку за другой. Рельеф максимально монолитный. В шоке, что такое вообще бывает в горах.

Зимнее восхождение на  Бокс по Михайлова 5Б в Ала Арче

Стенная часть маршрута вертикальная (80-90 градусов). Есть небольшие нависания.
В конце второй веревки небольшой карниз, простой.

Третья веревка – это длиннющая щель под 2 и 3 камалоты. Я представила как классно летом ее лезть в тапках, заклинивая в нее руки и ноги (мммм….).

На третьей веревке внимание привлекает отходящая от основной стены «гранитная корочка» под 4 камалот. Решая, что вариант ненадежный для организации станций, маятником ухожу на два метра вправо и лезу по каким-то мелким якорным щелям. Матерюсь, потому что перспектива ставить якоря на этом участке мне не сильно нравится. Местное железо вытаскивается руками и летит вниз. Дальше движение налево (траверс, по описанию «сложный», по факту ничего особенного) и вверх по внутреннему углу.

Пройдя еще две веревки я выбралась на полку. Время 15.30 дня. Жду Настю и лезу еще одну веревку для приличия, хотя не сильно хочется. В 17.00 мы в палатке ужинаем. Надо отметить, что полка под палатку просто шикарная. Даже не представляете насколько.

Зимнее восхождение на  Бокс по Михайлова 5Б в Ала Арче

На следующей день забойщик Настя. Для нее это ее собственный вызов. По крайней мере, выглядит она напряженно и волнуется. Возможно, только с виду. У Насти аналогичная задача — долезть до второй полки под ночевку.

Волнение Насти передается мне, в какой-то момент, я кричу: «что так медленно? Давайте лезьте там … быстрее … !». С подобными подбадриваниями надо вести себя осторожнее, так как по теории менеджмента на некоторых людей они имеют обратное воздействие. Я рада, что моя фраза не огорчила лидера и в меня не полетели камни. Сижу на бауле, продолжаю кайфовать.

Рельеф второго дня поинтереснее: камин местами залит льдом, скала местами разбирается, траверс налево.

Я увидела несколько дырок под скайхуки. Перед самой полкой большой разрушенный камин, под которым если честно, страшновато висеть.

В конце дня я дико замерзла и умоляла Дашу, которая работала второй, оставить мне максимально много якорей, чтобы я могла помахать молотком для разогрева. Мне было уже все равно на всевозможные маятники. Разбираю последнюю станцию, вырываю точку, со свистом лечу на веревке направо, издавая безрадостный клич. Искренне не завидую тем, кто соглашается идти на восхождение исключительно баульщиком — тяжелая работа.

Зимнее восхождение на  Бокс по Михайлова 5Б в Ала Арче

Долезли до второй полки засветло, в 16.30 поставили палатку. Обрабатывать дополнительную веревку не стали, т.к. решили, что «там халява осталась», да и вообще, пора пить коньяк (сколько уже можно его в бауле таскать!). Хотя интуиция подсказывала мне, что третий день всегда самый сложный. Так и вышло.

Третий день дал понять, что быстро лезть не получится. Сначала из-под моих ног стали «уходить» живые блоки, которые надо было аккуратно вставлять обратно. Затем черт меня понес (точнее товарищи Лебедев и Степанов, понаписали в своем отчете) сделать траверс направо и зайти за угол. Здесь мы потеряли примерно час, одновременная схема движения разрушилась.

Да ещё и рации-междусобойчики сели, до третьего не докричаться. Настя страхует одновременно меня и Дашу с баулом. Пришлось баульщику делать верхнюю страховку при его прохождении траверса над пропастью, так было страшно.

Товарищи! Никогда не делайте траверсы без необходимости. Это дикая потеря времени! Лучше десять раз подумать и полезть по прямой. Просто вверх. Главное прямо)))

Дальнейшие пять веревок — так называемая предвершинная «крыша» горы — примерно 50-60 градусов. Поволноваться пришлось на ледовом участке, так как для облегчения веса взяли 4 бура и один ледовый инструмент вместо двух. Лезть с одним инструментом по фирну нормально, но по льду не комфортно. Далее двигались почти одновременно, страхуясь за скалы, но было уже очень тяжело и медленно. Силы нас постепенно покидали.

Зимнее восхождение на  Бокс по Михайлова 5Б в Ала Арче

Добрались до вершины мы только в 7 вечера — как раз к закату. Повезло увидеть закат на вершине. Невероятные краски!

В общем и целом мы потратили 28 ходовых часов, три дня.

Спуск занял 3,5 часа по 1б. Внизу нас встретил Балезин Валерий Викторович и Александр Мороз. Было приятно и позволило расслабиться! С плеч сняли баулы и сопроводили нас до лагеря, угостили чаем и бишкекским салом! А на следующий день в базлаге руку нам пожал сам великий и всемогущий Дмитрий Павленко!

Зимнее восхождение на  Бокс по Михайлова 5Б в Ала Арче

Вот такой получился Бокс. Рабочий, классный, зимний.

С собой на восхождение мы брали классные пуховки Bask Khan Tengri-W V5, именно они не дали нам замерзнуть. Благодарим baskcompany.ru за поддержку!