В рамках проекта «Восхождение» символ «Азиады-2017» со стилизованным изображением ахалтекинского скакуна поднят на высшую точку страны — пик Айрыбаба (3139 метров).
Среди участников экспедиции — альпинисты, имеющие опыт успешных восхождений на Кавказе, Тянь-Шане, Памире и в Гималаях. Замысел был реализован членами альпклуба «Агама» Дмитрием Винокуровым, Дмитрием Серебряковым, Берды Чарыевым. В группе присутствовал и корреспондент.
Проекта «Восхождение» организовали Государственное информационное агентство (TDH) и Исполнительный комитет по подготовке к V Азиатским играм в закрытых помещениях и по боевым искусствам.
Альпинисты традиционно совершают зимние восхождения на самую высокую точку Туркменистана. Подъем на пик Айрыбаба в феврале во многом схож со «взятием» известных вершин мира. Выше трех тысяч метров начинается высокогорье, почти лишенное растительности царство камней и снега. Вершина Койтендага – единственное место в Туркменистане, где снежный покров держится с октября по конец мая.
От старта до отметки в 2 тысячи метров
К месту старта горного маршрута участников экспедиции со снаряжением подвёз внедорожник Койтендагского заповедника. Урча мотором, машина взобралась по склону и остановилась у кромки тумана, за которым скрывалась белоснежная вершина Айрыбаба. Погода не собиралась благоволить альпинистам – в феврале она переменчива.
На высоте около полутора километров над уровнем моря расположилось почитаемое местными жителями урочище, называемое Халпа-баба. В Койтендаге каждый уголок связан с таинственными историями, именами святых старцев, почитаемых людей.
Уже далеко позади аншлаг, предупреждающий о начале заповедной территории. Чем выше поднимались, тем становилось холодней. Но мёрзнуть по дороге особо не приходится, от усилий порой даже жарко.
Туман рассеялся, с неба посыпал снег. Альпинисты с массивными рюкзаками шли под хруст наста, меся ботинками грунт, ещё не смерзшийся в ледяной монолит. Кругом – тишина, только скрип снега под ногами и шелест падающих снежинок.
Вокруг уже царство зимы. Ветви арчи пригнулись под тяжестью снега. По обе стороны тропы, за деревьями, гору рассекают глубокие ущелья, которые сходятся у самой вершины.
На белой поверхности — глубокие следы участников экспедиции. Если приглядеться, можно увидеть засыпаемые снежинками следы зайцев, грызунов, копытных, а то и хищников – крупных и мелких. Согласно ведущейся в заповеднике летописи природы в его пределах можно встретить винторогого козла – мархура, хищную рысь…
Подъём в этот день уже стал тренировкой, помог войти в ритм. Первый участок пути не самый крутой, к тому же снега здесь не успело выпасть много. Да и взяли только самое необходимое на нескольких дней «автономной» жизни в горах.
…Вечерело. Настала пора разбивать первый лагерь. Участники экспедиции очистили площадки от снега под палатки. Не прошло и десяти минут, как эти складные домики из синтетических тканей с водоотталкивающей пропиткой, натянутых на алюминиевые и карбоновые каркасы, цветными конусами поднялись под ветвями деревьев.
Внутри палаток разложены коврики-карематы, оберегающие от холода, идущего снизу – от мёрзлой почвы и спрессованного снега. А пуховые спальные мешки способны обеспечить комфортную температуру для сна, даже если «на улице» она опустится до минус 20. К ночёвке среди заснеженного арчового редколесья всё готово.
Альпинисты преодолели путь от подножия до отметки 2 тысячи метров над уровнем моря. Впереди – новый день и следующий этап пути. Очередной рывок, что приблизит к вершине, рассчитан на полкилометра.
Достигли 2500 метров над уровнем моря
…Проблески рассвета проникли в палатки, подняли участников проекта. Утренние лучи солнца раскрасили в яркие цвета небо, нависающее над скалистыми утёсами. Вокруг успело выпасть немало снега, он облепил палатки и пригнул ветви арчи. После завтрака весь скромный «быт» на привале упаковали в рюкзаки, на месте лагеря остались лишь ровные снежные площадки.
Теперь предстояло траверсом по склону подняться на высокий скалистый уступ, подножие которого густо поросло арчой. Летом здесь пролегает тропка, но зимой ее не увидишь, идти приходится по наитию. Между деревьями там, где ветру не разгуляться, скопилось много снега.
Чтобы не потерять темп, двигаться здесь нужно трамбуя снег ногами для создания надежной опоры. Опору придают и трекинговые палки, наподобие лыжных. Идущему впереди по-настоящему жарко, ведь ему приходиться прокладывать путь в снежной насыпи. Следующие за ним даже начинают подмерзать, ожидая возможности сделать очередной шаг.
Спасает в такой ситуации не продуваемая ветром амуниция: куртки и одежда из современных материалов легко выпускают пар, но сохраняют тепло и защищают от влаги. А чтобы снег не попадал в обувь, ботинками и брюки прикрывают «фонарики» из плотной ткани.
Снег в горах отражает солнечные лучи и ультрафиолета здесь гораздо больше. Чтобы защититься от избытка ультрафиолета, нужно все время быть в солнцезащитных очках – и в ясный день, и в тумане.
Всё круче подъем, деревья арчи распластывается по склону, их кроны обретают причудливую форму. Наконец, члены экспедиции взобрались на скалистый уступ. Впереди — заснеженное плато, рассеченное каменными гребнями и отмеченное немногочисленными деревьями можжевельника.
Ледяное дыхание высокогорья не попускает к себе близко арчовники, которые встречаются всё реже. Белое пространство оживляла роща жимолости по самому центру плато. Роща почитаема местными жителями. Там, где перед суровыми условиями высокогорья начинает отступать даже арча, неприметный внизу кустарник жимолости неожиданно разрастается в мощные ветвистые деревья. Они образуют плотную живописную рощу — загадку природы Койтендагского государственного заповедника.
До высокогорной рощи еще нужно добраться, она лишь кажется близкой.
Пересекли плато, проложив тропу в снегу, хоть и не таком глубоком, как раньше. Местность здесь открытая, ветер неустанно сметает снег, ссыпая его вниз, в ущелья, сдувая по скалам, забивая их щели и трещины.
Добравшись до рощи жимолости, участники экспедиции установили палатки второго высотного лагеря. Легкий перекус, чтобы набраться сил перед завершающим броском на вершину.
Экспедиция проекта «Восхождение» достигла отметки 2500 метров над уровнем моря. Над головой — низкая облачность, а порывы ветра несут снежную поземку. Но переменчивая погода не помешает штурму вершины. Маршрут известен хорошо и команда подобрана из людей бывалых, опытных горовосходителей.
Впереди – в снегах вершина Айрыбаба и заветная высота в 3139 метров.
Символ Азиады-2017 поднят на пик Айрыбаба
На пути к вершине нас встретил сильный встречный ветер, бросающий в лицо колючую ледяную крошку.
С пика Айрыбаба в проблесках облаков просматривается Северная вершина, она на сотню метров ниже главной. Их разделяет огромный, словно пропаханный килем циклопического судна провал. Как раз, между двумя этими точками Айрыбаба берёт начало крупнейший на Койтендагском хребте каньон. Он так и зовётся — Дарай-дере или «Ущелье ущелий».
Проект «Восхождение» достиг кульминации: символ Азиады-2017 поднят на высшую точку Туркменистана — пик Айрыбаба. Для участников этот момент стал волнующим. Отметка в 3139 метров над уровнем моря!
Выше уже только небо, а внизу заснеженные склоны, теряющиеся в тумане. Мощные порывы ветра гонят облака, пытаются сбить с ног горовосходителей, которые крепко держат в руках Государственный флаг и полотнище с изображением логотипа ашхабадских Игр.
Эти символы Туркменистана и предстоящих Игр преодолели вместе с членами экспедиции непростой путь сквозь снегопады, туман и ветер, над отвесными стенами ущелий. Участникам акции уже доводилось бывать на пике Айрыбаба, но нынешнее зимнее восхождение — особенное.
К вечеру вновь спустились к отметке в 2500 метров. В установленных утром в роще жимолости палатках укрылись от холода, ветра и снега. На огне миниатюрных газовых горелок растопили снег и приготовили на талой воде калорийный ужин. На следующий день участники экспедиции спустятся к подножию гор — к усадьбе Койтендагского заповедника.
На верхнем ярусе Айрыбаба зимой бушует пронизывающий ветер, случаются внезапные и резкие перепады погоды.
Туркменское высокогорье завораживает суровой красотой. Летом здесь из растительности лишь низкорослые кустики карликового шиповника и альпийские травы, а зимой нет и этого. Только толстый слой снега и возвышающиеся над ним крутые скалы.
Часы напролёт альпинистам приходится двигаться порой по пояс в снегу. Нужно постоянно держать во внимании состояние амуниции, чтобы избежать вполне возможных обморожений и одновременно солнечных ожогов. Необходимы навыки перемещения по снегу и обледеневшим скалам, по краю пропастей.
Олег Винокуров
Фото: Дмитрий Винокуров
В тему: