Рождение идеи
На первый взгляд это казалось дикой и неосуществимой идеей. Если бы об этом услышал кто-нибудь другой, он бы просто покрутил пальцем у виска, и я бы это нормально восприняла. Но, несмотря ни на что, когда я предложила «А давай проведем квест», Саша не задумываясь сказал «Давай».
Как вообще возникла эта идея? Я грозилась Саше Филиппову, что спрячу ему подарок на вершине Душака 2482 м, и он 9 февраля будет искать его по картам и стрелочкам. А сама уеду на Айры. Устрою ему деньрожденный личный квест. И как-то идея личного квеста неожиданно перешла в командную.
За три ночи разговоров до утра были придуманы правила квеста, список приблизительных условий проведения мероприятия и вытекающих из них проблем. Потом мы две недели сидели, тихо радуясь своей изобретательности, и думая, с кем бы поделиться ее плодами. В качестве самого независимого эксперта нами была выбрана Галина Доброва, человек социально активный, не боящийся нового, обладающий организаторскими качествами. Дальше я наклепала эмблему, Саша придумал название, и я уехала на майское восхождение на Айры. Потом был Сашин забег на Маркоу, после которого мы облегченно вздохнули, так как сезон альпинистских мероприятий был «закрыт» на лето, и нам ни к чему не надо готовиться аж до самого сентября.
Что такое квест?
Квест – это такая «игра» на поиск по картам и выполнение найденных заданий. Местом проведения выбрали маршрут, берущий начало от Чули (Гекдере): старт – Нулевой родник, затем Первый и Второй родники. Финиш – колдобины в 10-и минутах ходьбы от Второго родника. Так как квест планировался на июнь месяц, то есть ожидалась жара, соответственно был выбран несложный маршрут, включающий в себя элементы непродолжительного и некрутого подъема, спуска, и по большей части пологих горных отрезков.
Всю дорогу как-то не особо верилось, что день Х наступил. Но на Нулевом мы реально это осознали. На нас с ожиданием смотрели 11 пар глаз, готовые «рвать» по маршрутам прямо сейчас, не дожидаясь установленных положением 9:00.
Так как с положением участники уже были ознакомлены, и поделены нами на команды, я «толкнула речь» с общим смыслом «вы пожалеете, но вам понравится», и сообщила о первой «подляне»: «Ребят, мы забыли на финише компасы, поэтому неспортивное ориентирование превращается в чуть-чуть спортивное». Команды выбрали капитанов, которые тянули наугад из рюкзака банданы, определяющие цвет команды. В итоге:
— команда «Зеленые»: капитан Ахмат Абаев; участники: Рена Агаханова, Валерия Ершова, Никита Гончарук; маршрут – Ботаника;
— команда «Синие»: капитан Байрам Гельдыназаров; участники: Никита Герасименко, Медина Хыдырова; маршрут – Барсовое ущелье;
— команда «Красные»: капитан Богдан Никоноров; участники: Аня Пашельская, Олег Николаев, Макс Федько; маршрут – Серпантин.
Так как маршрут, проходящий через Барсовое ущелье, включал в себя участки лазания, команда для него была выбрана из людей с уклоном на лазание; им заранее была объявлена номинация «Барсовое ущелье», естественно, с их согласия. Маршруты Серпантин и Ботаника распределялись перед стартом по жребию. Перед выпуском каждой команде давались подсказки в виде разъяснений по картам и наводок по приблизительному местонахождению каждого квеста. Каждому участнику команды были выданы банданы соответствующего цвета, и было объяснено, что встреченные на маршруте люди с белых банданах с эмблемой квеста – это судьи.
Как это было, реализация на практике
Первой выпускали команду «Синих», которые просились «на выход» прямо здесь и сейчас. Выдали им карту общего маршрута, с обозначенными контрольным временем и временем старта. Так как на индивидуальных участка маршрута квесты раскладывались заранее, мы не ставили их очевидно на тропе, чтоб всякие проходящие мимо люди не нашли их и не «обломали» нам затею. Квесты были спрятаны в пределах 5 метров у тропы, стрелочки приклеены к камням, деревьям или к скальным участкам с противоположной (не просматриваемой) тропам стороны. Поэтому к основной карте, для большей ясности, прилагался лист с увеличенными квадратами местности, в которой были спрятаны квесты.
Едва команда «Синих» скрылась из виду, «Зеленые» запросились следом, в нетерпении не желая ждать положенные регламентом 15 минут. Выдали им папку с картой, показали/объяснили, зарегистрировали время и отпустили. Богдан (человек после поезда) улегся на траве и заявил, что знает права своей команды, которая по временной очередности должна выходить больше чем через 20 минут, за которые он еще успеет выспаться. Но команда ему поспать не дала; дали им карты, отметили время, посмотрели минут пять на клубящуюся после их ног пыль; и побежали сами на старт. Учитывая, что на нас не было рюкзаков с бивуачным снаряжением, и нам не надо было искать квесты, мы должны были обогнать команды по четвертой тропе (именуемой Китом) и встретить на финише с дополнительными заданиями.
Задания – адская смесь основ поиска с компасами (которые мы забыли), креативности, командности, туристических навыков, знания узлов, предусмотрительности и наличия сознательности. У всех команд было задание «Пройти 10 шагов на юг, найти камень с эмблемой квеста». Небольшой плоский камень с приклеенной к нему эмблемой квеста лежал/стоял обратной стороной к участникам, Сашиными стараниями красиво обложенный мелкими камушками или туриками. Каждый искал его по-разному. У «Синих» Никита по солнцу быстренько определил, где юг, прошел 10 шагов и нашел камень, пока Медина пыталась воспользоваться приложением «компас» на смартфоне. «Зеленые» просто разошлись по сторонам и переворачивали все камни. «Красные» поделились на две группы с разным югом. Богдан согласился пойти на «юг» Олега, но в итоге ушел на свой «юг», уведя с собой Макса, где и нашел этот камень. Следующим заданием через 6-7 минут пути было «Построить гордый тур/самый лучший тур/дом для хомяка, используя камень, найденный в предыдущем квесте». Байрам не понял, куда убежал Никита, прочитав второе задание. У «Зеленых» обратно за камнем побежал другой Никита, который на месте предыдущего задания как раз забыл кепку. И лишь команда «Красные» предусмотрела высокую степень мерзопакостности организаторов, и сразу взяла камень с собой.
Помимо этих заданий, на индивидуальных отрезках маршруты еще были такие, как «Пересчитать количество носков на всю команду», «Стоять на голове» (на узком участке тропы), «Изобразить потрясающую наскальную мелопись» в квадратике, обозначенном на скале на уровне выше полутора метров, с предусмотрительно оставленными в пакетике цветными мелками (так, чтоб они рисовали, стоя друг у друга на плечах). К сожалению, задания «Изобразить снег» и «Пошел дождь, а у вас нет головных уборов и дождевиков. Изобрести и сфоткаться», заложенные на маршруте команды «Красных», участниками найдены не были. Зато вечером весь лагерь думал, как же это – изобразить снег???
После «Перекрестка» — условно обозначенной точки, где сходились маршруты, находился первый чекпойнт – «болото», на котором судья Сабир регистрировал прыжки и срывы по камням через «болото». Помимо прохождения «болота», участники отмечались на чекпойнте всей командой – судья делал групповое фото команды, и объяснял, что метров через 50 будет следующий квест. Для использования в процессе фотографирования на чекпойнте Сабир на четырех кругловатых камушках нарисовал «глаза» и «улыбки», и с этими камушками участники должны были фоткаться. Когда мы проходили мимо него на финиш, Сабир нам сообщил об этом своем изобретении, и дальше мы уже шли с опаской, что, возможно, Галина тоже может дать волю фантазии и придумать что-нибудь покруче. Через 50 метров от «болота» находилась та самая засидка с баклажками, в которых было задание «Принести на финиш воду с Первого родника».
Следующим заданием было «Сфоткаться с глазами». По дороге к Первому роднику есть такое местечко, где в скалы вмурованы «глаза». Белые шары с голубой радужкой и черными зрачками забетонированы в скалу приблизительно на уровне пояса. Создал сие мужчина по имени Дмитрий, которого мы с Сашей в первый наш поход на Первый встретили с очередным глазом, диаметром побольше. Такое необычное дело мы решили применить в нашем квесте, передайте, пожалуйста, наши «спасибо» Дмитрию за пособничество в разнообразии заданий.
И на засидке в большом гроте чуть выше Первого родника команды ждала Галина, для регистрации на втором чекпойнте. Остальную часть пути до Колдобин, как уже говорилось, нужно было просто пройти и выжить под все более обостряющимся солнышком.
Они дошли!!!
Обогнав участников, и подтвердив готовность судей на чекпойнтах, мы пришли на Второй родник, где Елена уже готовила соус (благотворительный ужин за счет и стараниями организаторов). Здесь мы приготовились расслабиться и не торопиться; собирались умыться, поесть, взять спальник и пойти на финиш поспать, пока команды придут. Но едва мы успели подготовить рюкзак, до нас начали доноситься победные крики, разносящиеся по всему ущелью.
Мы срочно побежали на Колдобины, по дороге встретив отдыхающих Ахмата и Рену. Лера и Никита уже достигли финиша, и, судя по их умиротворенному виду, мы с Сашей выживем сегодня. Так как время финиша фиксировалось только при наличии всех участников команды, мы подождали Ахмата и Рену; затем участники скидывали нам на телефон фото, подтверждающие выполнение квестов, и рассказали о происходящем на маршрутах. Для команды «Зеленых» все прошло гладко; они нашли и выполнили все квесты, без проблем прошли маршрут, фотографируясь также на всякий случай у каждого демотиватора и с каждым судьей. Общее время выполнения всего квеста налицо, так как они первыми пришли на финиш.
Команда «Синих» появилась примерно через полчаса. Они успешно прошли маршрут, нашли и выполнили все задания, но шлось им настолько приятно, что они не вели счет выполненным квестам. В результате они сбились со счета, и на середине отрезка между Первым и Вторым родниками почему-то решили, что потеряли последний квест, бегали по ущелью вокруг валунов и переворачивали все камни. Но это уже на заметку организаторам, что записки нужно пронумеровывать). «Синие» видели спины «Зеленых», кричали им вслед вопросы о последнем квесте, но «Зеленые» не отозвались, и это хорошо, потому что за сложность маршрута в Барсовом ущелье «Синим» было задано на один квест меньше (так что если бы «Зеленые» объяснялись с ними, основываясь на количестве своих квестов, «Синим» пришлось бы до потери пульса искать несуществующий квест). Так как на карте «стоимость» последнего квеста стояла 30 баллов, ребята очень жаждали его найти, но потом поняли, что теряют время зря, и пошли дальше. И правильно сделали.
Еще час-полтора мы ждали команду «Красных». Появившийся на горизонте Макс грозился расправиться с тем, кто придумывал и прятал задания. К сожалению, «Красные» не нашли два квеста. На поиск первого, отмеченного на карте квеста у них ушло полтора часа. Затем они «плюнули» на него и пошли дальше по маршруту, где нашли два квеста. Четвертый квест ими найден не был. С остальными участками маршрута и заданиями «Красные» справились успешно; ясное дело, что вследствие длительного времени, проведенного под солнышком, до нас они дошли уже подкопченные.
На финише команды получили заключительные задания: наугад вытянуть задание, и завязать заданный узел; и сюрприз — секретный квест «Люби природу» — сдать все пакетики от найденных заданий, за это начислялись баллы. Участники стали предлагать просто пакетики в обмен на дополнительные баллы; повытаскивали все записки с квестами; отодранные от скал стрелочки; странно, что не поснимали и не принесли демотиваторы. Но что приятно, участники оказались неленивыми и сознательными людьми, и целенаправленно уничтожили все следы проведения квеста в горах. Отдельная тема – фото квестов и на чекпойнтах. Так как за неулыбающиеся лица минусовалось 2 балла, на фото отобразился весь спектр улыбок – от искренних и нежных, до злых и перекошенных.
Потом все отправились назад на Второй родник. Разбили лагерь, наструганного салата и приготовленного соуса хватило и на обед, и на ужин (спасибо «золотым ручкам» Елены). Весь вечер участники ожидали подвоха (типа квест все еще не окончен), и на каждое движение спрашивали: «А за это будут баллы?» Ночью распевали песни под гитарное исполнение Сабира.
Вечером подсчитали результаты, и ужаснулись. Потому что «Синие» пришли на одну минуту раньше контрольного времени, нежели «Зеленые», а также у них было на 2 очка больше при прохождении «болота». То есть разница была вообще мизерная. Возможно, сложилось бы иначе, если бы у «Зеленых» Рена и Ахмат не остановились отдохнуть перед финишем, или разница была ощутимее, если бы «Синие» не искали полчаса несуществующий квест. Но все сложилось, как сложилось, поэтом утром воскресенья команде «Синих» были вручены медали из консервных банок с надписью «Eastern Mountain Quest Winner 2016», дипломы, и подарки: бинокль, термокружка, налобный фонарик и непромокаемый чехол для документов и гаджетов. Остальным командам были подарены браслеты, сплетенные Галиной.
Свернув лагерь, ребята уходили небольшими группами. Организаторы ушли самыми последними, устранив последствия общей ночевки и забрав мусор. Искали демотиваторы – снять, чтоб не засорять горы, оказалось, фансектор квеста к этому времени уже растащил все на сувениры. По дороге хотели проверить тропу команды «Красных», чтоб найти ненайденные два квеста, но, так как у нас с собой был ребенок, и моя вечная проблема – поезд ждет, спустились все же по тропе Кит, чтоб не пропустить автобус. Желающие найти и заработать 20 баллов, обращайтесь за координатами!).
Немного о подготовке к квесту
Некоторую сложность составляло то, что организаторы квеста – люди работающие, причем некоторые даже в выходные дни, к тому же находящиеся в разных городах. Собраться всем вместе как-то не получалось. Вследствие этого Галина как-то раз посетила город Балканабат, где мы с ней еще раз обсудили то, что уже обсуждали с Сашей. Схема разработки примерно такая: я выдала идею -> Саша поддержал и продумал реализацию с практичной точки зрения -> Галина нашла в этом всем три тысячи нюансов, которые для нас с Сашей казались естественными, но несомненно требовали внимания и объяснения людям, не «зараженным» нашей идеей. А выглядело это так: мы поговорили и попереписывались друг с другом, а потом провели конференц-звонок, составили список покупок и призовой фонд, определили людей, которых втянули в «это гиблое дело», и распределили обязанности. Саша назначался ответственным за карты; мастерица Галина плела подарочные браслеты, создавала медали из консервных банок, шила банданы с эмблемой квеста для участников; я занималась тем, что нужно было клепать на компьютере: документы, эмблема, стрелочки и все такое.
Помимо этого, в течение месяца я каждые выходные приезжала в Ашхабад, и мы с Сашей проходили маршруты, отсекая время и присматривая хорошенькие местечки для припрятывания квестов. За три дня до проведения квеста я приехала в Ашхабад с целью финальной подготовки и проведения Eastern Mountain Quest.
Это были просто бешеные и бессонные трое суток. До двух ночи делали заготовку диплома, раскладывая «натюрморт» из используемых в квесте предметов, и доводя до грани перфекционизма полученную картинку.
На второй день мы с Сашей в горах пробегали по всем тропам первой трети маршрута, приклеивая стрелочки и рассовывая по щелям записки с коварными заданиями. Вечером, вернее, до 4 ночи того же дня мы с Сашей делали на компе карты, отмечая нитку маршрута и добавляя надписи и обозначения.
На следующее утро с Еленой Евграфовой (еще один организатор и по совместительству повар) купили на базаре продукты, распределили их, и разъехались по домам. Помимо Елены, в число организаторов квеста вошел Сабир Санатуллин. С Сабиром нам очень повезло, так как он распечатывал записки с заданиями, дипломы, и также самое сложное – подготовленные нами цветные карты формата А3. Помимо этого, Сабир придумал и изготовил таблички с демотиваторами на форексе (гладкий лист из белого вспененного ПВХ – для тех, кто, как и я, не знает, что это такое). Увидев эти демотиваторы, мы очень смеялись и молились, чтоб остаться в живых, когда участники достигнут финиша.
В итоге около пяти вечера СашаДаша, Елена, Галина и двое детей 5-6 лет выдвинулись из города на автобусе. Часам к 10 ночи дошли до Первого родника, где нас догнал Сабир, выехавший из города после работы. Так как Галина и Сабир предназначались для судейства на чекпойнтах, смысла ходить этой ночью на финиш им не было, поэтому они остались с детьми на ночевку на Первом. Мы (СашаДаша и Елена) дошли до Второго родника, где расположились на ночевку, в 12 часов ночи. Разложились/поели – час ночи. Елена счастливо легла спать, остальные до трех размечали точки квестов на картах, подсчитывали контрольное время, так как, соответственно разному километражу маршрутов, время выходило разное – на прохождение + выполнение квестов + 40 минут, накинутые для возможности прийти раньше и заработать дополнительные баллы. В итоге спать легли в 4, а просыпаться надо было в 5.
Мы проспали. Проснулись в 6, покидали необходимое в рюкзачок, попросили Елену доспать и за нас, побежали на старт. А что было дальше, вы уже знаете…
На будущее…
Можно сделать вывод, что Eastern Mountain Quest – это возможно, выполнимо, интересно, интригующе и имеет место быть. Согласно опросу, участники заинтересованы в дальнейшем повторении проведения квеста. Кроме того, допустимо усложнение заданий с уклоном на спортивное ориентирование, при условии предоставленных заранее учебных материалов/обучения. Совместно с участниками мы пришли ко мнению, что было бы лучше усложнить квесты, и увеличить их количество, но сократить длину маршрута. Помимо этого, так как финансовые расходы в этот квест взяли на себя Саша и Даша, участники согласились с необходимостью в перспективе стартовых взносов.
Если есть какие-то мысли или предложения по квесту, добавляйте, комментарии будем отслеживать.
Дарья ЧИКАИДЗЕ
Ну и в конце, набор демотиваторов, которыми организаторы пытались смутить участников
Дашка, молодчина, талантище!!! Знаю о квесте не по наслышке, сама составляю своему ребенку и ее подружкам! А сделать это в горах, — ващщщеее суперр!!!! Респект, ребята!!!
большое спасибо! в 2017 тоже был квест, новая статья скоро будет))