Вдруг найдутся такие же люди, как и я, которые впервые будут участвовать в забеге, и их будет мучить этот вопрос. Что касается меня, я мучилась этим вопросом не только самостоятельно, но и привлекала к этому занятию других людей. Но коллективное «хождение по мукам» не дало результатов. Дима Винокуров сказал мне «Ну как я тебе объясню, какой там маршрут?», со слов Димы Кунташова у меня создалось впечатление, что там двухполосная трасса, а Сережа Доронин просто не ответил на мой звонок (подумаешь, полдвенадцатого ночи… я только с тренировки пришла).
…29 марта 2015 года. Возле детского оздоровительного лагеря «Яшлык», что в Гекдере. Участники (толпа человек 50) выстроились на старте. Стою в майке с короткими рукавами, погодка шепчет «Беги отсюда» (пронизывающий холодный ветер, снег на вершине выпал за пару дней до забега), и вообще все у меня хорошо.
«Старт». Началась тропа к вершине на относительно ровной предгорной местности, по которой можно передвигаться бегом приблизительно в течение 5 минут. Пока бежишь, обгоняешь или тебя обгоняют, думаешь «Что-то я бегу, а эти горы ближе никак не становятся». Но когда горы приближаются, жалеешь о том, что так думал. На подходе к холму участники разделились: часть пошла в обход холма, часть двинулись «в лоб», и я в том числе.
Последовал очень крутой подъем, разбавленный мерзопакостной грязью, небольшими скальными участками, по которым нужно было карабкаться, и людьми. А вот люди в начале забега это вообще отдельно взятая тема. Затрудненные подъемом люди обретают функцию дополнительной сложности маршрута. Я понимаю, что всем нам хотелось бы стать олимпийскими чемпионами, но когда вы осознаете, что вам сложновато, а в затылок дышит кто-то торопящийся, было бы очень хорошо чуть-чуть отступать на край тропы и пропускать вперед идущего за вами человека. В ином случае приходится изощряться, и двигаться по альтернативному тропе пути. Чем я и занялась.
Перебегая то слева, то справа от тропы, стараясь никого не столкнуть, и не поскользнуться на глине, двигаюсь вверх. Впереди идущие уже успели оторваться на небольшое расстояние.
Первый холм преодолен минут за 10. За ним, как это обычно случается в горах, обнаруживается следующий. Подъем продолжается. Обхожу еще человек пять своим мегаметодом, выхожу на местность с относительно небольшими перепадами, где затем тропа раздваивается. Впереди никого нет, и выбираю тропу, идущую влево. Поднимаюсь по ней на холм, и вижу невысокий, но крутой скалистый спуск и такой же крутой и скалистый подъем. «На том берегу» двигаются преодолевшие подъем Алекпер Ахмедов (Агама), Владик Алиев (Мерт), Максим Гордиенко (легкоатлет), Тимур Хайбулин (легкоатлет), Сережа Яковлев (Мерт), Бегенч Мамедов (Мерт), Мяхри Кулиева (легкоатлетка), Дидар Ширдатов (Мерт), Дима Кунташов (Агама), Дима Винокуров (Агама), Кирилл Шошинов (Агама). В этом месте мы понимаем, что лидеры наметились практически «с порога».
Затем последовал короткий промежуток небольшого подъема, и еще один крутой спуск-подъем. Далее крутых подъемов более не следовало, тропа шла по пологому подъему. На горизонте впереди замаячила белая майка Сережи Доронина, а позади наш тренер Виталий Сагдеев. Все эти факторы подействовали на меня весьма ободряюще, и я продолжила движение по гребню меж двух ущелий в сторону белой майки.
Как же все-таки приятно встретить в горах знакомых людей Сережу Доронина, нашего Богдана Никонорова, и Артема Расулова, несмотря на то, что они делают беспристрастное лицо, на котом написано «судья». Вдвойне приятно это тем, что преодолен первый контрольный пункт. Выдыхаю свой номер «290» и слышу «40 минут». Продолжаем движение.
Выше первого контрольного пункта следует перемычка, где спуск и невысокий подъем по гребню проходит по крутой скале, то есть вниз и вверх нужно двигаться лазанием. Затем следует участок относительно пологого подъема минут на 10, до следующей перемычки. Таким образом, 3 перемычки чередуются с относительно пологими подъемами. После третьей перемычки я потеряла из виду Бегенча, Мяхри, Диму, но передо мной шли Дидар и Кирилл. Виталий же нагонял меня.
Далее подъем постепенно становится все более пологим. В какой-то момент я почти догнала Кирилла. Обернувшись, он сказал: «Дарья, зачем это нам это нужно? Пойдем домой!». «Нет», покачала головой я, махнула перстом указующим на Виталия (расстояние между нами сократилось до 5 метров) – «он», тыкнула пальцем на себя «меня» и показала уничтожающее движение руками. Кирилл понимающе кивнул, задал риторический вопрос «Кто придумал горы?», и мы продолжили наш путь.
Прошло уже около полутора часа. Идти, конечно, было нудно, трудно, болели мышцы ног, так как абсолютно не было участков со спуском или относительно ровных. Можно даже сказать, что идти было адски. Но, во-первых, я думала о том, что подъем когда-нибудь закончится, и начнется плато, на котором ноги отдохнут и можно будет прибавить скорости. А во-вторых, мне казалось просто глупым пройти самую сложную часть пути, чтобы повернуть назад. К тому же меня догнал Виталий, который напомнил мне, что «внизу меня ждет сын, который хочет, чтоб мама заняла первое место». И вообще я заметила, что когда в радиусе видимости и слышимости появляется тренер, жизненный тонус повышается на 300%.
Постепенно Кирилл исчез из зоны видимости, и меня обогнал неизвестный мне мужчина, зато я догнала и перегнала Дидара. Спустя несколько минут от меня отстал и Виталий. Пройдя небольшой отрезок пути, я поняла, что приближаюсь к плато, так как подъем прекратился. Деревьев стало больше, помогли не сбиться с тропы и направления идущие впереди Кирилл и тот самый прыткий мужчина. Кроме того, необходимо отметить, что вся тропа через некоторые промежутки была отмаркирована. На отрезке после первого пункта и почти до Купола маркировка вообще была отличная, промежутки тропы между метками были от 3 до 6 метров.
Продолжая двигаться по почти ровной местности, я вышла к пологому невысокому спуску, за которым располагался второй контрольный пункт. Ясное дело, радости моей не было предела! Тут из ниоткуда материализовался Дидар, и обогнал меня, бегом спустившись с холма. Сей факт меня тоже порадовал. Переживаю-таки за своих. А еще в зоне видимости появился Виталий. Мое время – 2 ч 12 мин.
Судьи на втором контрольном пункте (3 человека, из которых знаком мне только Саша Бельский) оказались очень приятными и радушными (видимо, сидели наверху долго, соскучились по людям). «Где тут вершина?» — спросила я. Ответ лучезарного дяди Саши: «Отсюда не видно!». Да. Радужные перспективы.
На этой позитивной ноте Дидар, я и Виталий, следуя друг за другом, пересекли ложбину и поднялись на холм, за которым расположилось плато. Плато, не побоюсь этого слова, бескрайнее, с деревьями и островками снега. На всем маршруте оно представлялось мне наибольшим кошмаром, так как на подъеме понятно, что идти надо вверх. А куда идти, сбившись с тропы, на ровной незнакомой местности, мне было неясно. Но напомню, что путь был отмаркирован, к тому же некоторые участки тропы проходили по снегу, на котором остались следы ушедших вперед.
И вот мы шли, шли, шли по плато. На однообразной местности типа этого плато или пройденного подъема у меня пропадает ощущение километража или времени. Ожидаемого облегчения в ногах не последовало. Мышечная боль прошла, но под ней спрятался сюрприз в виде суставной боли. Ноги просто было дико больно передвигать. Любая кочка, а их тут развелось в несчитанном количестве, оказывалась серьезным препятствием. Ну и подтаявший снег со скользким глинным месивом ни облегчения, ни радости не добавляли. Но у меня же с собой были 300% процентов жизненного тонуса! Так что все нормально, двигаемся к вершине. Только вот кажется, все медленнее…
Постепенно Виталий и Дидар уходили все дальше. Я так подозреваю, что Виталий и раньше мог нас обоих обогнать и уйти вперед. Но чуткое тренерское сердце не позволило ему пройти мимо двух «ёжиков» (так он нас называет). Как оказалось, один «ёжик» оказался скрытой улиткой. Которая ползла так медленно, что осталась-таки одна на плато.
Но ненадолго. Вышедший навстречу Алекпер инкриминировал мне «прогулку». Еще попугал тем, что «там Мяхри уже финишировала». Как хорошо, что из нас двоих хоть кто-то умеет бегать. И процессия финишировавших первыми гордо пошагала вниз. Я же продолжила продвижение к вершине. Конечно, это с большой натяжкой можно было назвать продвижением, тем более что тропа опять вышла на подъем. И оно-таки свершилось. Я заблудилась.
Честно говоря, от последующих моментов осталось ощущение какого-то больного горячечного бреда. Как во сне, когда ты знаешь, что тебе надо бежать отсюда, но не знаешь куда и ноги не двигаются. Когда на обычные действия затрачивается втрое больше усилий, а время то растягивается, то бешено ускоряется, как на испорченной кинопленке. Концентрация деревьев на квадратный метр резко увеличилась, я оказалась в лесу, стояла рядом с деревом с меткой, а следующей метки в радиусе видимости не оказалось. И тропы тоже видно не было. Куда же делась та отлично маркированная тропа, так необходимая человеку на последнем издыхании? Пойти можно было прямо, в деревья, в лес, видимо, в обход холма, или же вправо вверх, на подъем. Но почему-то я всегда выбираю сложные пути. И пошла вверх. Поднявшись на холм, оказалась на площадке перед КСС. Ур-р-ра, хоть что-то знакомое. А дальше ложбина и еще один «лесной» холм. Опять вверх. Вышла к какому-то обрыву. И увидела наконец вершину, такую далекую… Но её хотя бы видно. А еще был слышен голос Бегенча, что он кричал я не разобрала. Я уже говорила, что появление тренера в радиусе видимости и слышимости поднимает жизненный тонус на 300%?
И ринулась вниз, в ложбину между моим холмом и вершиной. И вышла прям на камень с красной лентой. Еще немного! К вершине! Опять эти деревья, ну куда ж тут идти? И тут на счастье, прямо на меня выходят из лесу Бегенч и Мяхри! А за ними идет наш Сережа Яковлев! Попросила у Бегенча треккинговые палки, а Сережа вызвался проводить меня сквозь «лес». Пара минут, и вот последнее препятствие – крутой подъем с участками лазания. Виталий подбадривает сверху, вскарабкиваюсь и… какая улыбка замечательная у этого судьи с блокнотом! Время на финише 3ч 30 мин.
Когда я прихожу к финишу, у меня не появляется желание посидеть и отдохнуть. Появляется желание полежать и уснуть, и желательно незамедлительно. Полежала на камушке (рюкзак пригодился), сходила в вагончик, выпила чаю и умяла чьи-то помидоры. За это время к финишу пришел Байрам. Втроем (я, Виталий и Байрам) мы начали спуск.
Надвигался туман. Это было очень красиво и холодно. Как будто белый полупрозрачный плащ летел, накрывая, и скрыл под собой плато. Хочу сказать, когда идешь вверх и торопишься, не замечаешь ничего вокруг, но на спуске вид сверху на красоты природы и пейзажи неожиданно удивляет. Пройдя некоторую часть плато, мы встретили Олега Винокурова. В этот раз он в забеге не участвовал, но проявлял активность в пользу истории. Этот фотокорреспондент лежал под деревом и запечатлял возвращающихся. Опять отметила про себя, как приятно встречать в горах знакомых людей.
Зарегистрировали время возвращения на втором контрольном пункте, и начали спуск. Так как скрытая улитка продолжала свою активность, Байрам постепенно удалялся. К боли в тазовых суставах, приобретенной мной на пути вверх, добавилась боль в коленях. Адовость набирала обороты. Таким макаром с Виталием доползли до первого контрольного пункта.
И тут я поняла, для чего я проделала весь этот путь, и спускаюсь сейчас сверху самая последняя. Потому что где ж еще, как не здесь и не сейчас, я встретила бы такое фееричное зрелище, как брутальный Сережа Доронин в розовой девчачьей капюшонке??! Увиденное даже на некоторое время подействовало на меня как анальгетик, но потом «анальгетик» быстренько собрал свои судейские пожитки, и убежал с Артемом вперед меня.
Виталий с Димой Винокуровым шли немного впереди, а рядом со мной шел Богдан. Такой вот повторяющийся момент моей альпинистской жизни – тяжко, а рядом идет человек Богдан, 15-и лет от роду. Прячет в карман плевки сарказма, задает вопросы о самочувствии, терпеливо идет моим улиточным шагом, и страхует на спусках и сыпухе.
Кстати о спуске. На спуске я поняла, как обломно было идти влево на той самой развилке. Потому что тропа справа идет далеко в обход, но по практически прямой местности, без тех самых двух крутых скальных спусков и подъемов. Что же касается тропы в обход холма в самом начале, она менее крута, чем альтернативная «в лоб», но несколько длиннее.
На спуск ушло четыре с половиной часа. То есть спускалась я дольше, чем поднималась. И спасибо огромнейшее тем, кто после спуска меня кормил, поил, и всячески заботился.
Но, как оказалось, бывают на свете люди и поталантливее меня. На втором контрольном пункте при подсчете спускающихся с вершины не досчитались одного человека. Картина маслом: на плато густой туман, а Дима Кунташов ищет одного человека. Вот где настоящий забег! Нам стоит задуматься над созданием новой дисциплины скайранинга! Но вы представьте изумление Димы, при том что искал он одного человека, а потерявшиеся нашлись в двойном экземпляре! В процессе поисков ни один не пострадал, все благополучно вернулись на место старта, но немного позже остальных.
Понятно, что это сложно. Для повышения вашего КПД в пути на вершину хотелось бы сделать подсказку по некоторым пунктам. Во-первых, обязательно возьмите с собой воду. Минимум пол-литра. Второе – еда. Самой мне есть не хотелось, но слышала от многих, что пока шли очень проголодались. Можно конечно понадеяться на наличие запасливых добрых людей, но не факт, что ваши надежды осуществятся. И в-третьих, я считаю, в горах всегда с собой нужно иметь медикаменты. Пусть даже не пригодятся, но вдруг случайно получится спасти чью-то жизнь? В случае забега, думаю, резонно взять с собой обезболивающее и сердечное. И четвертое. Всю дорогу, и вверх, и вниз, шли и собирали мусор!!! Пластиковую тару для жидкости и обертки от съестного! Это не категорически тяжелые вещи, от веса которых вы можете сломаться по пути! Дорогие мои, это наши горы, и они нам в жизни еще пригодятся!
Дарья ЧИКАИДЗЕ
Фото: Олега ВИНОКУРОВА, Юрия МОТОРИНА, Ирины МАРКЕЛОВОЙ
В тему:
Фото: Забег на Душак 2015
Завершился первый этап Кубка Туркменистана по скайраннигу