Экспедиция членов «Агамы» в Койтендаг проходила в рамках мероприятий альпклуба, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и состоялась с 08 мая 2015 г. по 16 мая 2015 г.

Восхождение на высшую точку Туркменистана гору Айри-баба, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Команда состояла из 13 человек, в составе:
9. Аргеткин Иван
10. Бяшимов Сердар
11. Федько Максим

Надо сказать, что в составе нашей команды было 8 новичков, совершивших восхождение на г.Айри-баба впервые, но достойно представивших себя в команде.

Кроме восхождения на высшую точку Туркменистана г.Айри-баба (высота 3139м), члены альпклуба «Агама» провели спортивные и экологические мероприятия, а также изучили местные достопримечательности, тем самым пополнив свои знания о своей Родине – Туркменистане и внесших в «копилку» клуба новые сведения об этом крае.

Несмотря на то, что членов экспедиции было 13 и ехали мы в 13 вагоне, а руководитель Саша Бельский на 13 месте в купе, поездка по отзывам всех участников удалась на все сто.

Итак, наше путешествие началось 08 мая 2015 г. в послеобеденное время, когда, получив последние напутствия Председателя Правления клуба Котвина В.М., мы загрузились в поезд Ашхабад-Амударья и под мерный стук колес плавно «перешли» в следующий день. Утро 09 мая 2015 г. встретило нас ласковым амударьинским солнышком. Перегрузив рюкзаки в «Сиенны», мы двинулись на базу Койтендагского заповедника. Дорога заняла около 3 часов, и вот нас уже встречают гостеприимные хозяева Койтендага.

Еще в Ашхабаде мы решили, что в честь Дня Победы мы сделаем праздничный плов из свежей баранины. И действительно, к вечеру наша команда и хозяева собрались за праздничным столом, где звучали поздравления с Великим праздником.

10 мая 2015 г., погрузив рюкзаки в бортовую машину, мы вместе с начальником научного отдела заповедника Шаниязом Менлиевым выехали в базовый лагерь для дальнейшего осуществления восхождения на высшую точку Туркменистана. Установив палатки и пообедав на скорую руку, вышли в тренировочный акклиматизационный поход для адаптации к высоте (из-за переменчивости погоды и возможности дождей мы решили осуществить восхождение 11 мая).

11 мая 2015 г. к 8 утра все уже были предельно собраны и готовы к выходу на восхождение. Хорошим знаком для нас стала появившаяся радуга. Ну что ж, в путь! Вперед ушла мобильная группа из 8 человек во главе с Димой Кунташовым. Пройдя в некоторых местах снежники и скалы, они первые за менее чем 3 часа достигли вершины Айри-баба. С разрывом в полчаса взошла на вершину и вторая группа. Полный восторг и радость! А вокруг под нами стелятся облака, мы – выше всех, на высшей точке Туркменистана! Традиционные фотографии на горе с флагом Туркменистана и флагом альпклуба «Агама», и группы опять разделяются. Группа Кунташова уходит на вторую Северную Айри-баба, а группа Бельского идет вниз в рощу жимолости, где будет ждать возвращения спортсменов. Время летит с поразительной быстротой – вот ребята уже и спустились с Северной, мы уже в полном составе, и Шанияз ведет нас в базовый лагерь на 2200 м, где нас ждет вкуснейший борщ и горячий чай. Все взволнованны, радостны и расслаблены, но на этом приятные моменты не кончаются. По старой альпинистской традиции «старички» делают шутливое посвящение в альпинисты тех, кто впервые побывал на Айри-баба. Все это веселое действо сопровождается смехом и полным позитивом. И вот еще заключительный сюрприз – руководитель экспедиции Бельский Саша вручает каждому участнику команды памятную медаль о восхождении на Айри-бабу в столь знаменательную дату. А вечером мы еще долго обмениваемся впечатлениями, поем песни военных лет под гитару и наблюдаем удивительный закат удивительного дня!

Но на этом наше пребывание на горе для нас не заканчивается. Утром 12 мая 2015 мы выходим в дневной поход, пройдя полностью глубокое ущелье. Здесь нас ждут величественные вековые арчи, разнотравье, цветение диких луков, зверобоя. Несколько раз, почти из-под ног вспархивают испуганные кеклики и удирают пугливые зайцы. А в середине дня небо разражается мощным ливнем, и мы еще раз убеждаемся, что восхождение на вершину случилось в нужное время. А вечером опять приятные посиделки, песни до часу ночи. Не хочется уезжать отсюда вниз, но завтра 13 мая и в оставшиеся койтендагские дни нас ждут внизу новые походы и новые приключения.

А это – поездка в ущелье Тутлы-дере, где радует глаз своей жизненной силой 800-летний тутовник. 14 мая 2015 г. — дневной поход по зеленому ущелью Дарай-дере вдоль речки с живописными водопадами. Часть группы дошла до самого истока, а другая часть команды прошлась по заброшенным штольням. Здесь же ребята провели экологическую зачистку мусора, а также полили молодые ореховые деревья, посаженные членами февральской экспедиции в Койтендаг. Ущелье радует глаз зеленым обилием зарослей шиповника, фисташки, ореховых деревьев, дикого винограда. А воды-то вдоволь! Уж накупались желающие!

Ходжапильское Плато Динозавров

Следующий день 15 мая 2015 г. был предельно наполнен посещением достопримечательностей края. Мы побывали в знаменитом гроте Кырк-гыз, где, конечно, загадали желания. Далее нас ждал Пальван-даш, камушек весом более 600 кг, а затем было известное Ходжапильское Плато Динозавров – природный памятник, известный всему миру. Здесь мы, конечно, устроили фотосессию, правда, ненадолго, ведь впереди нас ждало посещение узкого и глубокого ущелья Умбар дере с великолепным водопадом. Что примечательно, водопад, извергающийся сейчас мощно и дающий прохладу ущелью, по наступлении жары иссякнет и сойдет на нет до следующего таяния горных снегов. Здесь при выходе из ущелья мы также устроили экологическую акцию, собрали и многочисленный мусор, скопившийся от нерадивых посетителей.

Мы думали, что на этом с удовольствиями на сегодня закончили. Ан нет! Далее нас повезли в усадьбу к хозяину горных козлов (мархуров). Уж здесь все мы без исключения превратились в детей малых. Потешно было смотреть, как горный козлик ходит по спинам выстроившихся в ряд туристов. А козлы-то нелегкие и топтались по нам без всякой жалости! Ну, просто море восторга и хорошего настроения! Выбрались отсюда довольные и истоптанные.

Ну и, конечно, заключительным аккордом прекрасного завершения дня было купание в озере Койтен и поедание вкусных мантов в местной кафешке. Здесь, собравшись за тесным столом, наш руководитель Бельский Саша с полного согласия всех членов экспедиции подтвердил, что поездка удалась, поставленные задачи были выполнены, все живы, здоровы, сыты и сухи.

А в 4 утра 16 мая дружным автобусом мы выехали на ст. Амударья, где нас ждал поезд домой в Ашхабад. Экспедиция завершилась! Как хорошо уезжать из дома и как хорошо возвращаться, напитавшись впечатлениями и позитивом! Спасибо ВСЕМ!

До следующих походов, друзья!

Елена КУРБАНОВА

Фото: Елены КУРБАНОВОЙ, Ирины МАРКЕЛОВОЙ, Вячеслава СУВОРОВА

1 комментарий к “Восхождение на высшую точку Туркменистана — Айри-баба, посвященное 70-летию Победы”