Олимпийские кольца на склонах Кайлидага

Вершина Гайлы в горах Кайлидага расположилась в двадцати километрах от города Туркменбаши (Красноводск) в Туркменистане. Отсюда, с трехсот метров над уровнем моря открывается прекрасный вид на Балханский залив Каспия.

Взбирались на гору по более пологому северному склону. С вершины увидели только остров Дагада, расплывчатые очертания северной оконечности полуострова Дарджи. Полуострова Челекен не было видно — он скрылся за пеленой тумана.

Местность с высоты птичьего полета очаровывала невозмутимым спокойствием древних скал. За причудливыми формами и разноцветьем горных пород скрывалась тайна мироздания. А кто не хочет найти к ней ключик?

Наскальная аппликация с собакой в охотничьей стойке. Кайлидаг
Наскальная аппликация с собакой в охотничьей стойке. Кайлидаг

И мы увлеклись разгадками «тайнописи» на поверхности обломков пород. «Автографы» древних вулканов оставлены твердыми осколками базальта, гранита и кварца на глыбах доломита и других рыхлых минералов, слагающих мергелевые горы Кайлидага.

Черные, коричневые, розоватые, других цветов и оттенков вкрапления похожи на рыб, насекомых, зверей, диковинные растения. Соседствуя, они казались знаками пиктографического письма. Обводами естественные изображения на скалах часто напоминали наскальные рисунки, которые нередки в богатых на палеолитические артефакты горах Балханах. Но перед нами раскрывала тайны неизмеримо более древняя «живопись». То было искусство природы, а не первобытных художников.

Письмена земли. Кайлидаг
Письмена земли. Кайлидаг

Возвращаться решили другой дорогой — короче, но сложнее. С гор спускались к морю по тропе на крутом обрыве, усеянном обломками горных пород.

Идти нелегко, но были вознаграждены замечательной находкой — олимпийской эмблемой из пяти переплетенных колец. Расположились они в обратном порядке на самом верху отвесной известковой плиты под карнизом. Он защищал от непогоды символ объединённых в олимпийское движение пяти континентов.

Поначалу эмблема показалась сложенной из окаменевших кораллов или других морских форм вымерших животных. Тем более, рядом на сколе скалы кучно выделялись похожие на ее кольца остатки раковин двустворчатых моллюсков. Разве что, кругов было больше, и часть из них утопала в горной массе.

Моллюски обитали в раннетретичном море Центральной Азии, что 70 миллионов лет назад плескалось на месте Кайлидага. Впоследствии из таких раковин сформировались нынешние меловые горы.

«Олимпийская эмблема страны Ос» и остатки колонии древних моллюсков. Кайлидаг
«Олимпийская эмблема страны Ос» и остатки колонии древних моллюсков. Кайлидаг

Однако, приглядевшись к находке, мы обнаружили, что здесь славно потрудились самые большие в наших краях общественные осы — шершни. Об этом свидетельствовали комочки глины по сотовым окружностям, вылепленным рабочими особями.

В отсутствие дуплистых деревьев шершни выбирают для гнезд безопасные места на скалах. Строят на сезон глиняную гнездовую колонию из полусферических сот. Насекомые крепят ее к камню клеящим составом из растительных волокон, предварительно обработанных челюстями и специфическими ферментами.

Заманчиво было отыскать в найденной эмблеме следы минувших геологических эпох и отнести ее возникновение к каменноугольному периоду — необозримому времени расцвета жизни летающих насекомых. Но гнездо, искусно вылепленное из глины, не оставляло надежд на открытие. Не было сомнений, что складчатокрылые архитекторы — наши современники.

Впечатляло поразительное сходство колоний современных ос и древних моллюсков, оказавшихся через миллионы лет на одной скале. В строительстве гнезд осы словно копировали опыт предшественников по эволюции.

Михаил БОБКИН,

фото В.Черепанова



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *