Подземные чудеса Койтендага: пещера Кап-Кутан

О Койтендаге — горном крае на юге Лебапского велаята Туркменистана написано, отснято и показано много материалов. Тем не менее, интерес к нему не утихает. Ведь не уступающие знаменитым американским каньонам живописные ущелья, водопад Умбар-дере, сероводородный целебный источник Кайнар-баба, главная достопримечательность – плато с оставленными 150 миллионов лет назад следами динозавров привлекали и будут привлекать внимание не только учёных.

Значительно меньше людей могут побывать в расположенных на территории Койтендагского государственного природного заповедника пещерах – этом таинственном и сказочном мире с изумительным по красоте натечным убранством. Однако всё по порядку. Как отмечает известный отечественный учёный Анатолий Бушмакин, названная местность характеризуется наиболее активным карстогенезом – совокупностью явлений, связанных с деятельностью воды, в результате чего растворяются горные породы и в них образуются пустоты. Причём в процессе разрушения проницаемых известняков, влага насыщается карбонатом кальция, который отлагается на стенках в виде натечных образований. Движется вода в горизонтальной плоскости (что, в основном, присуще для здешних пещер), и в этом случае процессы растворения и выноса веществ активизируются, образуют со временем огромные полости. Последние, соединяясь, представляют собой многокилометровые горизонты и галереи.

Вход в пещеру Кап-Кутан

Койтендагские пещеры первым изучил и составил схемы туркменский геолог Султан Ялкапов в середине 50-х годов прошлого столетия. Он потратил десятилетие на исследование, поняв ценность их для науки. Все последующие экспедиции также отмечают, что стадия образования в пещерах карста, как и миллионы лет назад, продолжается в сухих верхних этажах за счёт внутреннего круговорота воды и химических факторов. В этом вместе с коллегами с Национального телевидения Шаназаром Розыгельдиевым и Максатом Ильмурадовым мы тоже смогли убедиться, побывав в самой протяжённой пещере Кап-Кутан, чья общая длина вместе с ответвлениями достигает 56 километров.

Вход в неё расположен в устье ущелья с гравийными отложениями, куда надо спуститься по обозначенной камнями извилистой тропе. Здесь, в известняках есть 300-метровая штольня, чей чёрный полуовал виден издалека.

В данный момент после прошумевших дождей в неё не натекло, и предварительно взятые резиновые сапоги не понадобились. Чем дальше идём с провожатыми по искусственному коридору, тем больше сгущается тьма и уже не видно прилепившихся к стенкам летучих мышей. Выходим из штольни и движемся по большой карстовой полости. Начальник научного отдела Койтендагского государственного природного заповедника Шанияз Менлиев обращает наше внимание на текущие из углублений небольшие ручейки – вода продолжает своё архитектурно-декоративное дело.

Два сталагмита, пещера Кап-Кутан

Позже мы заметим на низком своде прозрачную каплю на кончике нарождающегося сталактита, упав вниз, как и множество последующих, она создаст, по всей видимости, сталагмит. В правой стороне данной пещеры особо популярны два близко выросших сталагмита в виде белоснежных гипсовых ёлок – одна большая, а другая – поменьше. Встав и пригнувшись между ними, любят фотографироваться все, кто побывал в этом месте. Другая здешняя красивая достопримечательность – крупная белая «роза», поднявшаяся из низкого каменного «куста» тёмного цвета.

В противоположной левой стороне наблюдается высокая влажность, что мы сразу ощущаем по взмокшим лбам и ставшим затруднённым дыханию, тем более, что нам приходится то подниматься, то опускаться по крутым склонам (Кап-Кутан можно назвать многоэтажной пещерой) и пробираться через завалы крупных камней. Но увиденное другое природное украшение того стоило, а именно – натечные образования оникса. Они в виде покрывших стены корок (более поэтично – драпировок) и разной формы с характерным светло-коричневым цветом. Шанияз Менлиев поднимает с земли осколок и приставляет к его тыльной стороне фонарик. Камень просвечивает, явственно виден его декоративный рисунок в виде причудливых прожилок – такая прозрачность присуща ониксу. Позже наш гид направит свет вглубь зала, где природа создала каменные складки – их именуют «занавеси» или «шторы»…

Драпировки, пещера Кап-Кутан

…Наше двухчасовое пребывание в Кап-Кутане (в переводе – укрытие для скота) подходит к концу. Разумеется, все красоты за столь короткое время обозреть и запечатлеть было попросту нельзя – экспедиции подготовленных спелеологов с мощным освещением и другим необходимым снаряжением здесь и в других пещерах Койтендага безвылазно жили и работали неделями. Но и того, что увидела наша журналистская группа, хватило для незабываемых впечатлений. Мы идём на естественный свет в начале штольни, выходим наружу, где совершенно другой, привычный с рождения мир – с его красками, звуками, запахами, составом воздуха, и даже затянутое сплошной облачностью небо выглядит не столь серым. И мы яснее понимаем, как этот мир сложен и в то же время хрупок, как важно беречь его во всём многообразии.

Остаётся добавить, что, по мнению отечественных учёных, для организации спелеологического туризма больше подходят две из шести исследованных крупных пещер Койтендага – Промежуточная и Хошм-Ойык (дом драгоценностей). Каждая из них интересна и красива по-своему, что отражается в названиях. И пусть не смущает прозаическое имя первой, просто она была найдена между двумя другими пещерами и у неё своё изумительное убранство.

В общем, можно надеяться, что знакомство с подземными чудесами Койтендага будет продолжено…

Марстал Бектасов,
фото автора.

газета “Нейтральный Туркменистан», 7.03.2019



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *