Штампованная керамика — Мерв и массовое производство

В древности города вдоль Великого Шёлкового пути были центрами массового производства товаров, в том числе, глиняной посуды. В особой группе неполивной керамики — сосуды, полностью покрытые рельефным штампованным рисунком, изготовленные с помощью особых матриц (галыбов). Они встречаются на городищах XI–XIII веков. Крупнейшим центр производства такой керамики — древний Мерв на территории Туркменистана.

Штампованная керамика Мерва
Штампованная керамика Мерва

В пределах средневекового Мерва за стеною городища Султан гала на площади былого пригорода – рабада раскинулся квартал ремесленников­ керамистов. Тысячи печей, действовали тут с XI и до начала XIII столетия.

Среди изготавливаемой здесь посуды – глазурованной и неполивной – многочисленные фрагменты штампованных сосудов высокого художественного качества. Отвалы керамического брака содержат много деформированных при обжиге или попорченных при выделке предметов. Их разбивали сами мастера согласно обычаю не сохранять творческие неудачи. Из фрагментов тщательной подборкой и реставрацией воссоздано большое число великолепных посудных форм.

Преобладают кувшины и графины различных профилей, но более или менее близких по размеру. Сфероконического вида обычно они собраны из двух половин, соединённых швом. Вверху приделана широкая горловина, почти прямая у кувшинов и узкая фигурно­профилированная у графинов. Поверхности покрывает богатая рельефная орнаментация.

Штампованный рисунок выполнялся еще до обжига отдельно на каждой половине сосуда в матрицах, обнаруженных на месте мастерских матрицах. Материал для сосудов — особо подготовленная пластичная глина. Подсыхая, давала усадку, иначе заготовки не извлечь из формы, настолько глубок и вычурен был матричный орнамент. Помимо полусферических и конусовидных матриц использовались мелкие штампики для выпуклых налепов, цилиндрики для накатки ленточного узора.

Комбинируя наборы матриц, мастера делали сотни вариантов орнаментации сосудов в пределах одной мастерской. Мастерских было немало, конкуренция побуждала керамистов предельно разнообразить оформление изделий. Мервская штампованная посуда красива и практична, имела массовый спрос. Ведь, была дешевле расписанной под глазурями поливной керамики. Благодаря этому

Мотивы орнаментации разнообразны. Геометрические узоры, встроенные в сетку шести или восьмигранников, плетёнки из чередующихся звёзд, треугольников и крестовин, система дисков и кружков. Порою вводится архитектурный мотив аркады. Обильны стилизованно­растительные узоры, имитирующие побеги.

Широко представлены надписи, выполненные геометризированным почерком куфи и плавной вязью насх (на арабском). Содержание обычно благожелательно: пусть счастье, здоровье, благоденствие, богатство, спокойствие сопутствуют тому, кто пользуется сосудом. Значительно место сюжетов с анималистическими изображениями – разнообразные птицы, рыбы, животные: среди них собаки, куланы, лисицы и нередко фантастические существа.

Исследователями распознаны штампы восьми мастеров Мерва, производящих штампованную посуду. Один из них – Мухаммед-Али, носил прозвище Инойятон (делающий подарки). Изящно орнаментированная посуда часто подносилась в качестве даров, что подтверждается размещёнными на них благопожеланиями.

Образцы штампованной посуды древнего Мерва занимают видное место в экспозициях музеев Туркменистана.

Агабай Атагаррыев
Институт истории и археологии
газета «Нейтральный Туркменистан»

Древний Мерв и Маргуш: четыре тысячелетия в один день


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *