Если к началу лета окажешься в смешанном лесу, где березы и ели, а над ними кроны высоких сосен, то обязательно наткнешься на что-то цветущее.
Сначала кислица — кукушкин клевер цвела ковром. Потом передала эстафету ландышу, столь многочисленному, что пьянящий запах всюду. А тому на смену идет земляника. Ягоды ее будут сладки, а вот аромат цветов неуловим, не то, что у ландыша. Да и других цветов неведомых число умножается. Большинство их белые. Наверное, этот цвет среди зелени леса, его зарослей и сумрака лучше привлекает насекомых опылителей.
А вот мелькнуло в молодой траве тело рептилии, отблескивая буро-коричневой чешуей. Змея! А может, успешно маскирующаяся под нее безногая ящерица — веретеница. Весной ее еще можно увидеть днем, летом начнет предпочитать ночной образ жизни. Рептилия не хотела позировать и быстро скрылась в куче валежника.
А птицы заливаются трелями непрерывной, нескончаемой, неприедающейся песней. Еще снегу было по колено, а они уже знали — весна здесь. Птицам на ветках тогда проще было. Снег с древесных крон под солнечными лучами уже ссыпался, а ветви прогрелись. Трели продолжились и в разгаре весны. А к лету лишь слегка поутихли, территорию птахи разметили, пары нашли, гнезда свили и приступили к гнездованию.
Но тут кукушка подала голос. У нее свой праздник. Скоро придет пора подложить в кладку трудолюбивым птахам свои яйца. Чтобы выкармливали ее кукушонка. А пока бесконечным «ку-ку» по примете обещает многие лета жизни тем, кто услышал ее монотонный и слегка убаюкивающий голос и начал подсчет.
Пернатые торопятся не зря — еды для птенцов будет много, насекомые уже летают и ползают всюду. Недавно, когда мороз сковывал землю, только в глубине заваленных снегом муравейников шла какая-то жизнь на прошлогодних запасах. Остальные членистоногие пытались перезимовать зиму, кто как может. Кто в кладке яиц, кто в спячке под древесной корой, старым пнем или где еще.
Теперь под лето вся эта шестиногая братия вышла на свет и безудержно плодится. Муравейники забурлили, словно турка с убегающим кофе, покрылись копошащимся покрывалом коричневых трудяг. У них наверняка много дел, раз все разом выбрались под солнышко — общежитие свое подлатать или за добычей в оживший лес отправиться.
Снег этой весной таял долго, почва еще влажная, под корягами лужи. Комаров много, и с каждым днем будто все больше. Как только не замотаешься — и рукава длинные, и капюшон на глаза натянешь. А что делать, слетаются на тебя облаком зудящим. И думаешь, пора взять какой репеллент. Зато, надежно спрятавшись в одежду, даже забавно наблюдать, как комары беспомощно вьются вокруг. В бессильной злобе, что не могут острыми тонкими хоботками продырявить твою кожу.
Могут быть и более опасные кровопийцы. Клещи. Чтобы избежать проблем с ними и географию изучаешь, расположение территорий эндемичных на переносимый клещами энцефалит, и одеваешься соответственно. Но надежней предварительно перед походами привиться от этой заразы.
Но лучше о хорошем. Скоро, как лето окончательно утвердится в правах, пойдут грибы. Лисички сначала, потом маслята. И сейчас грибы есть, но не те и мало. Надо подождать. А майские сморчки прошли мимо нас. Наверное, потому что дубравы любят. А нам сплошь сосняки и ельники попадаются. А еще малинники, они уже усыпаны бутонами. В этом сезоне, говорят, много малины будет. И кустики черники покрылись светлозелёной листвой. Набираются сил к плодоношению.
А главное в лесу даже не это. Оказавшись среди его деревьев, слушая трели птиц, осторожно ступая по подстилке из мха и хвои среди поваленных стволов старых елей, избавляешься от печалей и забот. Они уносятся ветерком, поскрипывающим стволами сосен высоко над головой. Остаются в прохладе колючих еловых лап. Разгоняется золотыми лучами солнца, косо падающими близких стволов и ветвей… И хорошо на душе.
Олег Винокуров
фото: автор и Дмитрий Винокуров