Четверо ашхабадцев поднялись на семитысячник Хан-Тенгри

Альпинисты ашхабадского альпклуба «Агама» поднялись на пик Хан-Тенгри высотой в 7010 метров. Впервые восхождение подобной сложности совершено не в составе международных групп, а самостоятельно командой альпинистов из Туркменистана.

Базовый лагерь Южный Иныльчек
Базовый лагерь «Южный Иныльчек»

Большую роль в успехе сыграли знания и навыки руководителя экспедиции Алекпера Ахмедова уже имеющего за плечами опыт восхождений на Памире. В конце июля команда, в которую помимо руководителя экспедиции также вошли Карен Бортяков, Вадим Соболев, Дмитрий Винокуров и Анастасия Лоскарева авиарейсом прибыла в Алматы. Для большинства участников это восхождение стало и дебютом в высотном альпинизме.

Туркменская команда альпинистов взошла на семитысячник в Тянь-Шане

26 июля альпинисты вылетели из Ашхабада в Алма-Ату. Ночевка в Алма-ате, дорога в Кыргызстан, акклиматизация перед вылетом вертолетом на ледник Южный Иныльчек и вот наша группа уже в базовом лагере на высоте 4000 метров неподалеку от подножия Хан-Тенгри.

Сюда, кстати, нет проезжих дорог, ибо колоссальный по масштабу ледник, заполняет высокогорную долину от края до края, а ниже ущелье перегорожено огромным озером талой воды.

Уже базовый лагерь расположен на высоте свыше четырех тысяч метров. Пару дней команда оставалась здесь с тем, чтобы организм адаптировался, был готов к дальнейшим испытаниям. С этой же целью перед штурмом вершины обычно совершают ряд акклиматизационных восхождений на все большие отметки высот.

Акклиматизационные выходы на склоны Хан-Тенгри

Первый выход оказался рекогносцировочным — на высоту до 4800 метров, по пути ребята обжили первый высотный лагерь. Дальше путь временно преградила плохая погода, и ребята, опробовав первый из промежуточных лагерей, вновь спустились в базовый.

Во второй выход поднялись уже до высоты в 5800 метров. Путь к этой отметке пролег через опасный проход по лавиноопасным склонам под нависающем ледопадом и узком «бутылочным горлышке». Обойти его направляясь с Южного Инылчека на Хан-Тенгри никак не получится. Маршрут здесь идет непосредственно по лавинным выбросам.

Проходить опасный участок желательно ранним утром. После солнце нагреет склоны и с них посыпятся снежные лавины и ледовые обвалы. После 8 часов утра глухие раскаты практически непрекращающейся канонадой разносятся над горами.

Особенно хорошо гул обвалов был слышен со второго высотного лагеря на высоте 5300 метров. Переночевав здесь и адаптировавшись к новой высоте, команда вышла в третий высотный лагерь.

Здесь альпинистов накрыла непогода. Ждали, когда прекратится снегопад, пришлось задержаться на две ночевки. Вторую провели в снежных пещерах, выкопанных в склоне горы. В них даже уютнее, чем в палатках, хорошо прятаться от ветра. Правда в такой пещере надо следить, чтобы ночью не завалило снегом выход, нарушив вентиляцию и приток кислорода, а то есть возможность задохнуться.

Кстати, о палатках. Их решили оставить на месте вместе с необходимыми для подъема «железом» и снаряжением. Предстояло вернуться через несколько дней на штурм вершины. Тогда это снаряжение и понадобилось бы для преодоления предстоящего самого технически сложного участка. Эти палатки еще сыграют злую шутку с участниками экспедиции, но пока ничего не предвещало неприятностей.

Снова спуск в базовый лагерь. Подготовка к выходу к вершине затянулась. Плохая погода на несколько дней остановила жизнь на Иныльчеке — не летали вертолеты, на гору не выходили группы. Никого не выпускал сильный снегопад. Он прикрыл рыхлым покровом опасные трещины на ледниках, укрыл толстым ватным покрывалом серые валуны ледниковых морен, сделал лавиноопасными все маршруты.

Выход к вершине

Непогода миновала. Начался штурмовой выход к вершине Хан-Тенгри. Ночевка в первом лагере, выход сразу на третий, не оставаясь во втором. Ашхабадцы, думая об ужине и ночлеге, дошли до места, где оставляли палатки. Но… тех не было, в лучах закатного солнца блистала лишь ровная снежная поверхность. Палатки оказались погребены под двухметровым слоем свежего снега — последствие недавней непогоды. А ведь внутри снаряжение, необходимое для подъема на вершину.

Туркменская команда альпинистов взошла на семитысячник в Тянь-Шане

Наши альпинисты одолжили на ночь палатку у соседей по третьему высотному лагерю, расположившихся в снежных пещерах. На следующий день, вместо штурма вершины, им пришлось откапывать снаряжение. Причем, попробуй точно определи, где начинать раскопки. Было обидно, ведь, оставляя палатки, не ошибались, это сложившаяся здесь практика. Просто, столь сильный снегопад преподнес сюрпризы. Но снаряжение нашли, хотя были и команды, что махнули рукой, так и оставили свои палатки под снегом.

Интересно, что ни одна из высокогорных палаток, взятых в экспедицию, в итоге домой целой не доехала. Масса снега легко ломала опорные дуги. Правда, умелые руки и ремкомплекты спасали положение.

Неприятность показала сложный характер гор, но не смогла помешать подъему. Тем более, по рации с базового лагеря сообщили — время можно наверстать, будет еще один день хорошей погоды!

Штурм вершины Хан-Тенгри

И вот тот самый день, который так ждали альпинисты, к нему готовились долгими месяцами! Уже привычный ранний подъем и в пять утра — выход во тьму, на маршрут к вершине. Пронизывающий ветер, в ночной мгле белесыми пятнами нависали окрестные заледенелые скалы.

Третий высотный лагерь (5800 м.)
Третий высотный лагерь (5800 м.)

Последний участок маршрута с третьего лагеря и до вершины — самый технически сложный. Перепад высот свыше тысячи метров, причем преодолеваются они по перильным веревкам на крутом гребне, который порой отвесной стеной вставал на пути альпинистов. Подъем усложнял выматывающий недостаток кислорода в разреженном воздухе, низкие температуры, сильный ветер.

На большем протяжении этого участка уже были протянуты перила, к ним для страховки пристёгивались альпинисты. Сотни и сотни метров веревок, высота выматывала, все движения уже были отработаны до автоматизма. Руки, словно сами по себе, механически перещелкивали страховку с одной веревки на другую. Причем даже пронизывающий ветер и холод казались уже какими-то малозначительными, ничто не могло помешать достижению главной цели — добраться до вершины. При этом нельзя было терять концентрацию, любая ошибка могла стать роковой, что подтверждала многолетняя статистика восхождений на эту гору.

Более 10 часов технического – на силе воли, крепости рук и снаряжения, подъема и, наконец, вот он — последний снежно-ледовый гребень и вся четверка совершающих восхождение туркменских альпинистов в сборе.

На пути к вершине. Национальный стяг на семитысячнике Тянь-Шаня
На пути к вершине

Вершина и спуск

Вершина! Из рюкзака извлекается побывавшее уже ни на одном восхождении, полотнище туркменского флага. Знамя разворачивается застуженными пальцами и тут, словно ожив, подхваченное ветром, трепещет в руках. Минута в торжественном молчании — сил на внешние проявления радости от вершины уже не оставалось. И эта минута радости на высоте в 7010 метров действительно стоила потраченных сил, на всю жизнь останется в памяти каждого из участников восхождения и запечатленной на кадрах с вершины Хан-Тенгри.

Пора в обратный путь. Спускаясь, собрав в кулак оставшиеся после вершины силы, альпинисты вновь преодолевают те же трудности, встретившие их на подъеме. Гора провожала наших спортсменов лучами уже начавшегося склоняться к горизонту солнца. Все шло к тому, что последний участок пути придется преодолевать затемно.

Однако улыбнулась удача. В четвертом, редко использующемся для ночевок, лагере на высоте 6400 метров маячила палатка питерских коллег. Опытные спортсмены из Санкт-Петербурга Олег Колтунов и Игорь Висков готовились здесь к восхождению на соседний пик Победы. Потому и хотели переночевать на Хан-Тенгри как можно выше, чтобы лучше адаптироваться к экстремальной высоте. Они радушно приняли всю группу наших альпинистов погостить до утра. Огромное им спасибо!

Национальный стяг на семитысячнике Тянь-Шаня
Национальный стяг на семитысячнике Тянь-Шаня

Наутро дальнейший спуск. В базовом лагере туркменских альпинистов встречает еще один участник группы – Настя Лоскарева, которая из-за болезни не смогла совершить восхождение в составе команды.

Переждав еще несколько дней снегопадов, туркменские альпинисты дождались вертолета, который унес их с Южного Иныльчека. Экспедиция длиной в месяц завершена.

Олег Винокуров
Фото: Дмитрий Винокуров


В тему:

Как мы оказались на вершине Хан-Тенгри или Позывной «Ашхабад» на Южном Иныльчеке
Фотогалерея: Хан-Тенгри 2013



4 комментария к “Четверо ашхабадцев поднялись на семитысячник Хан-Тенгри”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *