Экспедиция «Кугитанг-2000» поднялась на пик Айрыбаба

Из Гаурдака в Ашгабат вернулась группа спортсменов общественного Фонда развития активного и познавательного туризма Туркменистана, принявшей участие в интереснейшей экспедиции «Кугитанг-2000» под патронажем Государственного комитета по туризму и спорту Туркменистана. Наш корреспондент встретился с руководителем экспедиции Азатом ОРАЗОВЫМ, альпинистами и путешественниками Анваром АЛЕКПЕРОВЫМ, Русланом БАЛТАЕВЫМ, Володей ГРЕКОВЫМ, Галиной ДОНЕЦ. Вот что они рассказали о походе.

— Еще весной 1994 года,- вспомнил Азат,- я побывал в Кугитанге и влюбился в эти края. Красивой снежной шапкой выделялась на голубом фоне неба самая значительная вершина Туркменистана – Айры–Баба (3139м). Один почтенный яшули сказал, что пока там зима (это в апреле-то, когда внизу все усыпано яркими цветами), а как сойдет снег, он поднимется на вершину. Тогда и зародилась у меня мечта взойти на Айры–Баба именно зимой. Лишь в 1998 году удалось снарядить первую экспедицию и подняться на вершину в феврале. На следующий год мы повторили восхождение — об этом ваша газета рассказывала.. сейчас состоялась третье зимнее восхождение, хотя во дворе уже весна.

— Чем-то отличается от прежних?- интересуюсь у ребят.

— Впервые в нынешнем году экспедиция проводилась под патронажем Государственного комитета по туризму и спорту Туркменистана. Большую помощь в решении организационных вопросов председатель госкомитета Векиль Атаевич Дурдыев и его заместитель Дурды Бабаевич Дурдыев. Они поставили перед путешественниками задачу: не только совершить восхождение на Айры–Баба, что само по себе не просто, но и разведать этот уникальный регион, где имеются красивейшие ущелья и каньоны, известные на весь мир «плато динозавров» и пещеры с выходами мраморного оникса, Карлюкская пещера длиной полтора километра с множеством разветвленных ходов, крупными сталактитами и сталагмитами. Следовало определить сегодняшнее состояние этих великолепных природных объектов, возможность использовать их в туристских целях. Финансовую помощь оказал консульский отдел Посольства Российской Федерации в Туркменистане. Техническую ( снаряжением) – Международный центр туризма.

В экспедиции участвовали инструкторы первой категории по горному туризму Виктор Сарыханов и Дмитрий Серебряков ( к тому же Дима врач, кандидат медицинских наук), опытный альпинист и кандидат химических наук Курбан Пирмедов ( он специально взял отпуск и приехал из Бекдаша на это восхождение), инструктор-спелеолог Нажия Костова, мастер спорта по спортивной гимнастике Аня Жукова, альпинисты и путешественники Лариса Бадайкина, Игорь Ломов, Галя Рудина , Ира Дмитриева- всего 14 человек. Люди разных возрастов и профессий одинаково влюблены в горы, походы, песни у костра. Команда подобралась отличная, за все 8 дней экспедиции не было ни одного конфликта.

В Гаурдаке транспортом экспедицию в основном обеспечивало ПО «Туркменминерал»- главный инженер Байрам Маметдурдыев оказался однокурсником Курбана Пирмедова, а личные связи всегда выручают. Переночевали в усадьбе заповедника.

Из дневника Азата:

«6.00 – подъем. Дежурные В. Греков и Г. Донец готовят кашу. Ломов с фотоаппаратом убежал встречать рассвет. Небо чистое, ни облачка, ни ветерка. Вскоре после завтрака пришла мощная машина ЗИЛ – 137 из ПО «Туркменминерал.»

9.30 – подъехали к кошаре – месту базового лагеря первой экспедиции 1998г. Высота примерно полторы тысячи метров над уровнем моря.

10.30 – достигли границы снега. Машина буксует, не помогают и три ведущих моста. Высота 2400 м. выгружаем все снаряжение и пытаемся идти пешком. Удалось пройти не более 500 м. Чувствую, что лишь зря теряем силы и время. Даю команду разбить базовый лагерь.

Погода великолепная, отличная видимость. После продолжительной консультации с врачом экспедиции Димой Серебряковым принимаю решение: без дополнительной адаптации в условиях высокогорья начать штурм вершины. Начинаем его с отметки 2450 м. Руководит восхождением опытный Курбан Пирмедов.

14.30 – группа выходит на вершину. Отметка 3139 м. Позади «оставили» Саяны с 2930 м, греческий Олимп – 2911 м, не говоря об Урале с его 1875 м.

Погода не подвела. Голова кружится – то ли от высоты, то ли от эйфории. Впервые за три восхождения можно осмотреться: раньше мешали облака, дождь, снег. Картина великолепная, с одной стороны — Узбекистан с отвесными стенами гор, с другой – Туркменистан. Хребет огибает серебрящаяся лента реки. На вершине — могила святого, в честь которого вершина и названа Айры–Баба. Сюда летом, когда сойдет снег, ежегодно поднимаются паломники.

Разворачиваем флаги. Снимок на память.

Уже во второй раз нас сопровождает до вершины местный пес Джек – среднеазиатская овчарка черного окраса с элегантным белым воротничком и носочками.

Совершенно не хочется спускаться. Но что поделаешь – как пел Высоцкий: «И спускаемся мы с покоренных вершин. Даже Боги и те опускались на землю».

18.00 – группа в полном составе спустилась в базовый лагерь. Одни сушат одежду у костра, другие хлопочут об ужине…»

Спустившись в базовый лагерь, разбитый на высоте полутора километров, группа поужинала, отоспалась после непростого подъема на 3139 м. На следующее утро руководитель экспедиции Азат Оразов дал ребятам возможность просто побродить по близлежащим ущельям, пофотографировать. Погода, как и накануне, была великолепная: солнце пригревало, снег начал подтаивать.

Из дневника Азата:

«Некоторые отчаянные восходители пренебрегли элементарными правилами альпинизма и полезли в горы без солнцезащитных очков и жировой смазки хотя бы на губах. Они же «крутые» — брали пятитысячники Памира и Кавказа! И вот итог: веки не разомкнуть, на губах – словно трехдневный герпес. Врач экспедиции Дима Серебряков выносит вердикт: ожог сетчатки глаз, но через денек, возможно, все придет в норму, будут видеть. Еще один урок гор: нельзя пренебрегать правилами, горы нужно уважать, как и наше солнце.

В 14 часов группа начала спуск. Снег здорово подтаял, под ногами хлюпает. Стараемся прыгать по камушкам, чтобы не промочить ноги то колен. К 18.30 спустились к заповеднику. После ужина, костра и гитары начали приходить в себя. Народ здоровый, будто не спуск был сегодня, а легкий пикничок. Первый этап завершен.»

Наутро на машине, предоставленной ПО «Туркменминерал», путешественники поехали к знаменитому «плато динозавров», где остались на камне следы огромных лап этих древних пресмыкающихся. Открытие этих окаменевших следов в свое время наделало немало шума в мировых средствах информации.

Еще в Ашхабаде, перед отъездом в Гаурдак, геолог Анатолий Григорьевич Бушмакин рассказал путешественникам о якобы имеющихся на этом плато следах древнего человека. И ребята с большим интересом рассматривали и фотографировали следы динозавров, искали на камне отпечатки стопы древнего человека, которого тут же прозвали «погонщиком динозавров». И как им показалось, даже нашли нечто похожее.

Затем путешественники подъехали к ущелью, заканчивающемуся гротом Кырк гыз» («Сорок девушек»), о котором существует немало легенд и преданий. Скальный грот впечатляет своими размерами. Он считается святым местом. Его стены и высоченные потолки увешаны сотнями и сотнями разноцветных ленточек: люди, просящие о чем-то Аллаха, прикрепляют лоскуток материи к кусочку глины и подбрасывают вверх. Если глина прилипнет к потолку и лоскуток зависнет, то желание – исполнится.

Во второй половине дня ребята отправились к ущелью Дарай-Дара, весьма живописному, особенно в пору цветения миндаля. Здесь разбили базовый лагерь. Несколько человек на попутке добрались до Гаурдака, договорились с заместителем хякима Джуманазаром Худайбереновым о машине, которую он и прислал.

Назавтра путешественники отправились к удивительному озеру Кайнар-Баба. Вода здесь поразительно теплая, попахивает сероводородом. Озеро считается священным. Здесь водится рыба, которую никто не ловит – местные жители утверждают, что вода в озере целебная (некогда сюда приходили паломники поправить здоровье). Ребята с удовольствием искупались в озере.

Потом путешественники подъехали к провалу, который геологи нарекли «Морокашкой» — слишком много мороки он создает исследователям. У самого подножия горы грунт обвалился на глубину до сорока метров – эдакий каменный мешок.

— Мне приходилось подниматься на значительные высоты, — вспоминает Азат. – Но никогда, глядя вниз, я не ощущал себя таким незащищенным, как у края этого провала. К сожалению, исследовать его основательно не удалось, там требуется специальное снаряжение. А говорят, что внизу есть ход в подземное озеро, где обитает очень редкая рыба – слепой голец. Пока приходится верить на слово, но хочется непременно вернуться к провалу и все как следует осмотреть.

Начались поиски более доступных пещер. Нашли заброшенные штольни. С фонарями пошли на разведку. Всюду видны следы варварской выработки оникса – красивейшего поделочного камня, разновидности агата. Добытчики камня в прежние времена, не жалея, взрывали его пласты. Обследовав две штольни и пещеру, подобрав на память куски оникса, не представлявшие интереса для разработчиков, путешественники поднялись на поверхность.

Назавтра нашли еще одну пещеру, но из-за отсутствия хорошего источника освещения не смогли детально ее обследовать.

Время пролетело быстро. Вернувшись домой, путешественники стали перечитывать записи в своих дневниках, прикидывать предполагаемые туристские маршруты и собираться в… новую экспедицию.

— Как выяснилось, — говорит Азат Оразов, — восемь дней не такой уж большой срок для детального обследования пригодных к туризму мест на Кугитангтау. Нужно вернуться и более тщательно все осмотреть, непременно включив в группу спелеолога – специалиста по пещерам и геолога. Поразительной красоты ландшафты Кугитанга. Но наибольший интерес, думается, представляют пещеры. Рассчитываем ближе к лету провести специальную экспедицию. Все наши с радостью еще раз побывают в горах и пещерах Кугитанга.

И.ПАСЕВЬЕВ
Фото: Игоря ЛОМОВА

Источник: газета «Нейтральный Туркменистан» 13.04.2000



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *