Обновлен: 25.01.2020
В редакцию он пришел на четвертый день после возвращения. Дела…У руководителя экспедиции они и с ее завершением еще долго не кончались… Привести в порядок дневник. Все подытожить. Распечатать кадры пленок. Прежде других – тот, где ашхабадские альпинисты и туристы-высокогорники сфотографированы у стяга Отчизны, водруженного ими над белым шлемом горы Айры-Баба.
— Полет, — говорит Азат, — прошел под вопросом: какая в Кугитанге погода? И надо же: в Гаурдакском аэропорту поблескивали лужи. Встречавший нас главный инженер производственного объединения «Туркменминерал» Байрам Маметдурдыев успокоил: град, колотивший с самого утра, затих давно. Да мы и сами убедились: облачность – слабая.
Зимой 1998 года на Айры-Баба поднимались при сильном ветре. Вскоре он переменился в пургу. На вершину вышла только одна связка. Второе звено из пяти восходителей остановилось на полторы сотни метров ниже, чтобы подстраховать товарищей.
В прошлом году помешала гроза…
Прежние походы проводил Ашхабадский клуб альпинистов «Агама». Желающих попасть в нынешний оказалось вдвое больше, чем намечалось. Его участников отобрал Азат Оразов – основатель общественного фонда развития активного и познавательного туризма, организовавшего эту экспедицию. Спонсорскую помощь оказали консульский отдел посольства России и ашхабадское ТОО «Эмред». Проходным снаряжением помог международный центр туризма, действующий в Чулинском ущелье.
— Каковы цели фонда?
— Он образован в марте 1999 года. Его усилия направлены на содействие воспитанию молодежи в духе патриотизма, становлению физически и эстетически богатой личности, ознакомлению с историей, искусством, архитектурой Туркменистана. Фонд сотрудничает с государственными и другими общественными организациями по вопросам охраны культурно-исторического наследия, животного и растительного мира. В частности, экспедиция «Кугитанг-2000» проводилась под патронажем Госкомитета по туризму и спорту. В ней участвовали Виктор Сарыханов и Владимир Греков инструкторы по горному туризму.
— Это пригодилось в походе?
— Надежности больше, если рядом люди с опытом… Не однажды проверены горами преподаватель физкультуры Нажия Костова и фотограф Игорь Ломов. Во второй раз шли по Айры-Баба экономист Лариса Бадайкина, художник Анвар Алекперов, геолог Галина Донец, кандидат медицинских наук Дмитрий Серебряков.
— Кто же в первый?
— Мастер спорта по спортивной гимнастики Анна Жукова, Руслан Балтаев, Ирина Дмитриева, Галина Рудина. Горы они по настоящему любят, преданно.
— А сам?
— Как и у кандидата химических наук Гурбандурды Пирмедова это была моя третья встреча с Айры-Баба, с его крокусами – вокруг снег, а эти цветы-храбрецы выживают и согревают неприветливые скалы своими желтыми звездочками. Видно, я не окажусь в Альпах, но что-то от их «аромата» запало в сердце навсегда. Мы шли по ландшафту с альпийской растительностью. В горах она появляется выше 2300 метров над уровнем моря.
— Как же все началось тогда, 17 марта?
— На вездеходе ЗИЛ-137 добрались до снежного покрова. Неподалеку разбили палатки. Погода – великолепная: ни облачка, ветра почти не чувствуешь, видимость стопроцентная. Но в горах и за тридцать минут все может измениться. И я решил: штурмуем вершину без адаптации к условиям высокогорья.
Восхождением руководил Гурбандурды Пирмедов – с большим опытом альпинист, второразрядник. За ним шли остальные тринадцать. Замыкал цепочку врач экспедиции Дмитрий Серебряков – на его счету не одна альптрасса.
Через три с половиной часа группа ступила туда, где даже птица не осмеливается сложить крылья для передышки.
— О чем думалось в поднебесье?
— О разном. Не подвела, слава Богу, погода… Почему же так нелегко моим легким?… Наконец, отдышался. И все равно: празднично, душа поет. От высоты. От картин перед взором – они так величавы, что не хочу уходить.
— Какой-то британский психолог заявил: «Альпинист – раб острых ощущений. Он тянется к риску, а преодолев страх – получает удовольствие».
— Так сказал человек, не глядевший на то , что увидели мы. Серебрится Амударья, огибающая утесистый хребет. Выше нас только самолеты. А под нами – Гальхепигген, Олимп, Саяны…
Нет-нет! Оразов не оговорился. Взойдя на макушку кугитангского исполина, а это 3139 метров, Азат и его спутники словно вознеслись над скандинавским (2470 м), греческим (2917 м) «пиками», над сибирским горным массивом (2930 м).
Мне так понятна гордость восходителей! Они любовались родным Туркменистаном с его наивысшей точки. Они придут сюда еще. Наперекор сугробам и грозам.
Г.СЛЕСАРЕВ
Источник: газета «Спортивный Туркменистан» 01.04.2000