…Доброволец из зала представлял себя на крутой скале. Просто стоять в каске, страховочной системе, увешанным килограммами альпинистского снаряжения уже казалось ему неудобным. А если оказаться в этом всем в настоящих горах, отчаянно вцепившись в оледеневший утес, чтобы не соскользнуть вниз?
Вопросы «почему становятся альпинистами», и не «попробовать ли мне самому» задавали себе и лектору три десятка студентов Ковровского медицинского колледжа имени Е.И.Смирнова. Они пришли в Центральную городскую библиотеку имени С.К.Никитина на встречу с альпинистом Сергеем Гуржовым. Кандидатом в мастера спорта по альпинизму, начальником цеха ОАО «ЗиД», депутатом Совета народных депутатов города Коврова. Сергей, как и они родился и вырос в Коврове, а еще добрался до заснеженных гор и еще каких! В его послужном списке 70 горных вершин, в том числе семитысячники пик Ленина и Хан-Тенгри.
Как стать альпинистом на равнине?
Аудиторию всколыхнул вопрос, как стать альпинистом, как подняться на семитысячники? Как горожанину пройти этот путь, если ближайшие скалы — Дюкинский карьер в Судогодском районе, а до высокого Кавказа или древнего Урала гораздо дальше. Студенты колледжа интересовались частным примером альпинистского успеха.
По словам Сергея, дорога в горы открыта всем, хоть и изобилует удивительными поворотами. Когда-то и он был студентом, учился в ковровском вузе, что сейчас известен, как КГТА им. В.А.Дегтярева, там познакомился с местными туристами. На первом своем турмероприятии в Мелехово с ходу окунулся в студеную Нерехту на перевернувшемся каяке. И… решил продолжать!
История продолжилась в ковровском клубе горного туризма. Первая поездка в горы в 1990 году осталась в его памяти. Кавказ, район Дигории и маршрут второй категории сложности. И пошло-поехало. Сергей и горные туристы взбирались все выше. Мечту подняться на кавказские вершины — высшую точку Европы гору Эльбрус и технически сложную Ужбу воплотили в жизнь. 7 лет Гуржов занимался горным туризмом, прошел много маршрутов, в том числе траверс высшей категории сложности.
Разница между туризмом, альпинизмом и скалолазанием
Тут пришло время объяснить аудитории разницу между горным туризмом, альпинизмом и скалолазанием. Как оказалось, горный туризм — путь из точки «А» в точку «Б» с упором на горные перевалы, стоящие на пути. А альпинизм — тяга к вершинам гор, чем выше и сложнее, тем цель эта желаннее. Скалолазание — частный случай путешествия в горах, способ взобраться по практически отвесным скалам, иногда даже с отрицательным уклоном, чуть ли не вопреки силе тяжести.
Поэтому, если тянет высота, становись альпинистом. И добившись за семь лет в горном туризме практически всего, Сергей сделал следующий шаг. В альплагере на горных туристов поглядели, дали список маршрутов, показали на горы — идите, мол, вы точно справитесь. И не ошиблись, альпкнижка закономерно пополнилась ворохом новых отметок.
Сергей Гуржов прошел вереницу разрядов, стал кандидатом в мастера спорта. И есть мечта продолжать еще выше, к самым Гималаям. Как сказал Сергей, альпинизм — для него это потребность, это путь. Последние 10 лет он ходил на маршруты одной группой в четыре человека. Ведь, в горах очень важна психологическая совместимость.
Вес рюкзака на выходе до 45 килограммов
Сергей продемонстрировал снаряжение, транспортный баул, рюкзаки экспедиционный и штурмовой. Общий вес рюкзака на выходе на маршрут — до 45 килограммов. Рассказал о страховочных и спусковых устройствах, восьмерке и жумаре, страховочной веревке и закладках, вкладываемых в трещины в скалах. «Железо» — так именуется снаряжение в среде альпинистов, гулко ложилось на поверхность стола.
Тот самый доброволец из рядов слушателей на глазах стал обретать облик альпиниста на техническом маршруте. Облачился в каску, страховочную систему. На его поясе повисли связки карабинов, френдов, закладух, числом не меньше, чем украшений на иной новогодней ели. Ему просто стоять уже непросто, а представить, что по скальной стене лезть и в голову не укладывалось.
Еще одна озвученная аксиома, что нет плохой погоды, есть плохая одежда. Слушатели узнали, как современная многослойная одежда — термобелье, флис, мембранные куртки, а сверху пуховые комбинезоны позволяют альпинисту выживать в самых суровых условиях высокогорья.
Высокогорье может вселять силы и убить
Кстати, о самом высокогорье, которое может, как вселять силы, так и убить. Как отмечал Сергей Гуржов, высоты до 5000 метров могут быть даже полезны для организма. Если недолго пребывать выше 6000-7000 метров, то долгосрочных вредных последствий можно избежать. А с отметок выше 7500, 8000 метров лучше уходить как можно быстрее. Высотное восхождение, оно как зубчатая пила. Нужны предварительные акклиматизационные выходы. Сначала поднимаешься на высоту, потом спуск и подъем еще выше, когда организм уже станет подготовленным.
Оказывается, готовить организм к будущим высотным восхождениям можно и на равнине. Бег, велоспорт, плавание помогут подготовиться к кислородному голоданию на высоте. Есть и другие хитрости. Снизить вес рюкзака помогут сублимированные продукты. Хотя, в горах и аппетит не очень. Бывает, не до завтрака и обеда и успеваешь лишь на плотный ужин. Поэтому, в горных экспедициях обычно сбрасываешь вес.
В зале оказались легкоатлеты, что бегают на скорость и три, и пять километров. Интересовались, как их навыки могут помочь в восхождении. Однако, в альпинизме нельзя просто бежать. Надо быть готовым идти к вершине и обратно порой десятками часов. Терпение, пожалуй, самое важное умение, его и стоит в себе воспитывать.
Что в горах случалось страшного и красивого?
Задавали из зала и другие вопросы. Так, спрашивали у Сергея Гуржова, какие самые страшные ситуации случались в горах. Оказалось, ничего жуткого не происходило. Самый суровый несчастный случай в его группе — вывих колена одного из участников, ничего тяжелей.
Хотя, бывало всякое. Несколько раз оказывались на высоте в мороз без палатки ночью — так называемая холодная ночевка. В этих условиях неподготовленному можно и погибнуть. Нужно иметь холодную голову и знать, что делать, а что — нет. В принципе, любая прогулка в горах — уже выход из зоны комфорта.
Еще один вопрос, поют ли альпинисты песни на привале? Как ответил Сергей, после сложных восхождений обязательна дневка, это день отдыха. Тогда все поют песни и, возможно, с гитарой. Но гитара — вещь хрупкая и к концу похода обычно ломается.
Даже был вопрос об известной трагедии на перевале Дятлова. Сошлись во мнении, что, хотя, недавний фильм об этой истории и вышел увлекательным, но на деле мистики в гибели туристов нет. Просто, неудачно поставленная палатка спровоцировала сход лавины.
Встречу украсили видеоролики о восхождении на Казбек в прошлом году в сентябре. Мечта подняться туда была у Сергея Гуржова еще в 2016 году, после Эльбруского креста, а на Казбек тогда сходить не успели. Еще один видеоролик о восхождении на вершину Нелион (5188 м, массив Маунт Кения, Африка) по Восточной стене и Северо-Восточному контрфорсу, маршрут «Восток», первопрохождение, маршрут получил категорию сложности 5Б. А если учесть что и в горах Африки бывают обледенелые скалы, мог бы быть оценен еще выше.
Тут сам Сергей стал задавать вопросы. Спросил, ходит ли кто из будущих медиков в горы? Сначала аудитория молчала, а потом начали и о проведенных в палатках днях рассказывать. Может, для кого-то эти дни окажутся первым шагом к вершине.
Олег Винокуров
фото: Дмитрий Винокуров