В горах на берегу Каспия многочисленны пещеры, в которых жили древние охотники-собиратели эпохи раннего, среднего и позднего каменного века. Немало их в окрестностях города Туркменбаши (Красноводска).
Наиболее изученные жилища этого типа были найдены туркменскими учеными в 25-30 километрах от приморского города в урочище Кайлю, которое является монолитной частью Кубадагского хребта в Балканском велаяте Туркменистана. С севера хребет ограждает город Туркменбаши (Красноводск) наподобие каменной стены и тянется на десятки километров вдоль морского берега с запада на восток.
Как появились пещеры Кубадага
7-5 миллионов лет назад Кубадаг представлял собой невысокий берег над опресненным древними реками Понтическим (Хвалынским) морем — остатком внутреннего океана Тетис. Напротив него возвышались тогда из воды два голых гранитных острова вулканического происхождения — Шагадам и Карадаг.
Тысячелетиями отступало архаичное море. На берегу, круто и глубоко обрывающемся в море, обнажались один за другим пласты осадочных пород, сформировавшиеся из морских отложений в далёкие геологические эпохи мезозойской эры. Из них и вырастал хребет Кубадаг. Морские волны прибоя и наземные водотоки прорезали расщелинами горный массив, вымывая слои известняка и гипса, образовывая пещеры.
С понижением уровня морской моря пещеры выходили на поверхность и становились удобным логовом для животных. Позднее первобытные люди приспособили их для своего жилья. Это произошло в позднем палеолите, когда уже появились вполне современные по облику люди, и продолжалось до конца каменного века.
Прогулка по Кайпадагу с видом на Каспий
В 2010 году мы прогулялись по ближайшему от города, но малоизученному участку Кубадага, полагая, что в однородном массиве хребта карстовые пещеры должны быть на всем его протяжении. Интерес к маршруту подогревали исторические сведения и местное предание о том, что в западной части Кубадага — Кайпадаге имеется скрытая от глаз большая пещера. В средние века в ней укрывались разбойники. Они промышляли грабежом караванов, которые проходили мимо пещеры дорогой в Хиву.
Путешествие с группой школьников под руководством их тренера Владимира Мезина началось с вершины каменистого плато, возвышающегося над городом. Хребет состоит из нескольких кряжей, между которыми расположились небольшие живописные долины. Выбрав одну из них, направились на поиски пещер вблизи утесов, нависающих выступами над горной тропой.
Весенние травы, мелкие грызуны, птицы, насекомые и разноцветная окраска гор, школьников радовало все. Они старались угадать породы, из которых сложены горы, назвать правильно увиденные растения и животных. Вот где пригодились знания природоведения, ботаники, зоологии и географии.
Первые находки начались вдоль отвесного высокого и длинного обрыва, похожего на крепостную стену, отлитую целиком из твердого песчаника. Верхний карниз обрыва был усеян отверстиями разной величины и формы, из которых вылетали потревоженные птицы. Большую часть поднятой стаи составляли белохвостые орланы и степные орлы, которые устраивают здесь временные убежища во время охоты на морскую дичь и рыбу. Маленький сокол пустельга кружился почти на одном месте — видимо у него здесь было гнездо.
Пещерные углубления и выемки наблюдались по всему обрыву — идеальное место для загона диких животных в ловушку. Наверное, наши далекие предки так и поступали.
Древние обитатели Кубадага
В древности территории вокруг Кубадага никогда не пустовали. Постоянными их обитателями являлись дикие лошади, куланы, овцы, козы, кабаны, зайцы, грызуны. Море кишело рыбой и водоплавающей птицей. Когда наступал ледник, сюда мигрировали из высотых широт благородные и северные олени, туры, бурые медведи, бизоны и другая крупная добыча. Во время сильных оледенений здесь паслись овцебыки, шерстистые носороги и даже волосатые мамонты, о чем свидетельствуют находки геологов.
По мере сокращения ледника отступали тундра и степь. На смену им приходил тропический лес с проливными дождями, на что указывают угольные копи приморского края и высохшие русла древних рек. Вместе с лесом с юга на север перемещались слоны, гиппопотамы, зебры, антилопы, гигантские лоси, львы, леопарды и другие экваториальные животные.
Но ледник возвращался снова и все повторялось в обратном порядке, принуждая первобытных людей приспосабливаться к новым обстоятельствам и совершенствовать орудия труда и лова. На исходе каменного века они охотились с острым копьем, использовали пращу, лук и стрелы, ставили силки, рыли ловчие ямы, ловили рыбу на костяные и деревянные крючки, били её острогой и гарпуном. От крупных хищников обитатели пещер отбивались камнями, сбрасывая на них тяжелые валуны со скал.
Пещеры Кайлю
Участники школьного похода нашли целый ярус таких пещер. Естественные укрытия от непогоды и диких зверей имели разные размеры; в самых просторных из них могла бы спрятаться семья из 3-5 человек.
Некоторые пещеры имели двойные замысловатые входы, другие напоминали порталы храмов, высеченные в раковистых мергелевых скалах. Войти туда поостереглись: вход в пещеры стерегли греющиеся на солнце змеи.
Продвигаясь к западной оконечности Кубадагского хребта, школьники увлеклись поисками артефактов, указывающих на пребывание в этих местах древних людей. В осыпях осколков у подножия скал им чудились отщепы кремневых ядрищ, из которых наши предки изготавливали ножи, наконечники копий скребки, топоры, свёрла и другие каменные орудия. Внимательно осматривали стены открытых гротов и ниш в надежде отыскать там доисторические наскальные рисунки.
Зато юные туристы обнаружили на вершине Кайпата, венчающей западный отрог Кубадага, отверстие идеально круглой формы. Это был вход в довольно просторную пещеру. Сводами она напоминала гигантскую амфору, замурованную в толще известняка. В ней свободно бы разместилась группа из 5-7 вооруженных людей.
Отсюда хорошо просматривается дорога, которая и в наши дни ведет на север — в Гарабогаз, Сульмен, Кизылкая, Дашогуз. С дороги нельзя отличить вход в пещеру от похожих на него карстовых выщерблин.
Уединенная пещера полностью совпала по местоположению и описаниям, оставленным путешественниками начала ХIX века, с осиным гнездом разбойников, грабивших в XV-XVII веках идущие морским побережьем караваны.
Любителям древности и легенд
Но ребята уже поостыли от романтических рассказов о розбойниках и, переполненные впечатлениями от похода, предложили свои варианты презентации найденной пещеры. Они «поселили» в ней пещерного медведя — современника людей палеолита.
В незапамятные времена огромный хищник длиной до трех метров от кончика носа до хвоста вполне мог выбрать пещеру Кайпата своей берлогой. И хотя медведь тоже подстерегал добычу, был он охотником, а не грабителем.
Обсуждая разные версии использования пещеры в прошлом, юные краеведы признали, что и сказания о разбойничьем гнезде тоже интересны. Они привлекут внимание туристов — любителей древности и легенд.
Михаил Бобкин